Крестины детей. Таинство крещения

О крещении ребёнка многие родители начинают задумываться сразу после рождения малыша. Как подготовиться к таинству, не упустив важные детали?

Обряд крещения ребенка в православии: правила

Обряд крещения - это посвящение в духовную жизнь. По православным канонам считается, что во время него человек «умирает» для греховной жизни и вновь возрождается для вечной. Но вероисповедание родителей в данном вопросе роли не играет. Имея большое желание крестить ребёнка по традициям православной церкви, они это могут сделать, будучи сами некрещенными или представителями другой веры.

Но к крёстным родителям это не относится - они обязательно должны быть православными христианами, не состоящими друг с другом в браке или не планирующими это делать в будущем.

Разницы между крещением мальчика и девочки нет, за исключением того, что девочку не вносят в алтарь.

Как правильно подготовиться и провести обряд крещения ребенка в православии, правила которого знают не многие родители? Чтобы все прошло правильно, необходимо посоветоваться со служителями храма, в котором состоится крещение ребенка. Вам подскажут, как проходит таинство. Крещение ребенка, правила которого посвящают малыша в духовную жизнь - очень важное событие. И если соблюдать его каноны - все пройдет комфортно, как для крохи, так и родителей.

Крещение ребенка: что нужно знать

Перед датой, на которую запланировано крещение ребенка, с будущими крестными родителями в большинстве храмов проходит собеседование. В процессе общения с ними настоятель храма получает представление о глубине религиозных познаний и, в целом, отношении к православию. Подобные встречи не являются обязательными, но они желательны.

Перед крещением необходимо уточнить - какую одежду можно надеть на крещение. Для женщин предпочтительны длинные юбки, покрытая голова, закрытая блузка или платье. Оттенки - светлые, ведь крещение - это праздник. Для мужчин - брюки или джинсы, и рубашки.

Когда предстоит крещение ребенка, что нужно знать еще: родителей интересует возможность запечатлеть это на видеокамеру. В храмах положительно воспринимают эту просьбу и никогда не отказывают в видеосъемке. Главное - чтобы это не мешало таинству.

В каком возрасте крестить ребёнка

По православным традициям младенцев принято крестить на 8-й день рождения или после 40-го дня. Дети в возрасте 3-6 месяцев легче переносят весь процесс, а малыши от 6-ти уже сильно капризничают, понимая, где свои и чужие. В любом случае, лучше крестить ребёнка до года. Хотя бы по той причине, что более взрослого малыша тяжело долго держать на руках.

Какой день для крещения ребёнка выбрать

День может быть абсолютно любым: обычный, праздничный, во время поста. Но все зависит от выбранного храма, в котором будет происходить обряд. Чаще всего там предлагают выходной день. крестить ребёнка в день его именин не всегда осуществима в условиях современных реалий жизни и возможностей родителей.

Считается, что после прохождения обряда Крещения дети становятся менее капризными и беспокойными.

Выбираем имя при крещении ребёнка

Обычное имя ребёнка может быть абсолютно любым, а духовное должно присутствовать в Святцах (перечне имен святых). Поэтому вполне допустимо, что у вашего малыша будет два имени: данное при рождении, и в честь святого. Это может быть либо созвучное имя (Карина-Екатерина, Алина - Анна), либо то, чьи именины наиболее близки к дате рождения крохи. Важно знать, что вся дальнейшая церковная православная жизнь будет связана именно с духовным именем.

Как выбрать церковь для крещения ребёнка

Выбрать церковь, крещение ребёнка в которой будет соответствовать всем требованиям родителей, легко. Крестить малыша можно в любом храме. Учитывайте удаленность церкви от дома или личные предпочтения. Суть обряда везде одинаковая, однако подготовка к крещению может отличаться. В некоторых храмах принято проводить огласительные беседы для крёстных родителей. Их основная цель - обучить будущих крёстных и рассказать о традициях, канонах, подготовить к духовному таинству. Проводятся такие беседы раз в неделю по договоренности с батюшкой. После этого священнослужитель должен разрешить крестить младенца.

Во всех храмах существуют свои условия и требования к крещению. Об оплате, возможности проводить фото и видеосъемку лучше узнать заранее.

Крёстные родители: как выбрать

Крёстные родители - вторые родители малыша, роль которых очень велика. Они будут обучать своего крестника правилам христианской жизни и духовно воспитывать. По правилам церкви крёстный может быть один, но в таком случае женщина - для девочки, мужчина - для мальчика. Кумовья не должны быть связаны ни родственными, ни брачными связями, между собой их объединяет только духовная связь.

Крёстным может быть друг семьи, родственник - дядя, тетя, брат, сестра и даже бабушка с дедушкой.

Что нужно для крещения ребенка

Что нужно для крещения мальчика

Родители всегда в храме задают похожий вопрос: «Что нужно для крещения ребенка?». Из перечня вещей, которые нужно приобрести:

  • крестик. Его лучше купить в церкви, ведь он уже освящен. Крестик, приобретенный в магазине, необходимо заранее освятить;
  • крестильный набор: готовые наборы можно также приобрести в храме;
  • крыжму или красивое полотенце. В них завернут ребенка после окунания в купель.

Что нужно для крещения девочки

Для таинства крещения девочки необходимы:

  • крестик со шнурочком, чтобы надеть малышке на шею;
  • крестильный набор. Правда, родители чаще всего предпочитают приобретать нарядное крестильное платье;
  • шапочка для прохладной погоды - чтобы ребенок не простудился;
  • крыжма или красивое полотенце. В это ребенка завернут после окунания в купель.

Как проходит крещение ребенка

Крещение ребенка - особенный день, очень волнительный для родителей. Поэтому желательно приехать в храм немного раньше, чтобы успеть привести в порядок одежду, и убедиться в том, что ничего не забыли.

Как правильно подготовиться к крещению ребенка? Обряд крещения новорожденного ребенка окутан огромным количеством народных примет, традиций и правил. О самых популярных из них и поговорим: на что нужно обращать внимание в день крещения, а какие народные приметы — не более чем предрассудок? В этой статье мы рассмотрим 30 наиболее популярных правил и примет, которые, возможно помогут родителям определиться с тем, как, когда и зачем крестить малыша.

Крещение детей. Правила, приметы и традиции, связанные с таинством крещения:

  1. Хорошим знаком считается, если ребенок стал меньше плакать после обряда крещения, не такой капризный, стал лучше спать. Также считается, что после крещения у ребенка крепнет здоровье. Не зря советуют не откладывать обряд крещения, если малыш родился слабеньким, недоношенным — в этом случае таинство могут проводить даже в стенах роддома или дома.
  2. Крестный отец должен подарить ребенку крестик, а крестная мать — купить одежду для крещения.
  3. Нельзя вытирать воду с лица малыша после купания — святая вода должна высохнуть на лице сама.
  4. После обряда крещения одежду, в которой был малыш, нельзя стирать. Нужно, чтобы на ней высохла святая вода, а затем оставить и оберегать как талисман на протяжении всей жизни ребенка. Считается, если малыш заболел, его нужно протереть крестильным одеянием — и это поможет ему вылечиться. Также нельзя использовать эту одежду повторно на другом обряде крещения.
  5. Крестильная одежда должна быть исключительно светлого цвета. Как правило, белого. Также допускаются незначительные рисунки, надписи, вышивки на крестильной одежде.
  6. Если ребенок не плачет во время обряда — это очень хорошая примета. Еще лучше, если малыш уснул во время таинства.
  7. Считается, что у ребенка будет счастливая жизнь, если перед крестинами вы услышите церковные колокола.
  8. Нельзя покупать крестик из золота — это металл считается нечистым, грешным. Крестик должен быть серебряным или просто металлическим.
  9. Жизнь ребенка сложится счастливо, если сразу после обряда крещения в храме пройдет венчание.
  10. Плохая примета — переносить на другую дату ранее запланированный обряд крещения ребенка.
  11. Некрещеного младенца нельзя заносить в чужой дом. Ходить в гости с малышом можно только после таинства.
  12. Женщина должна первой крестить мальчика, а муж — девочку. Иначе считается, что крестник заберет у них счастливую семейную жизнь.
  13. Неверующие люди не могут быть крестными, психически больные люди, а также наркоманы и алкоголики.
  14. Дети не могут стать крестными родителями. Девочке должно быть не менее 13 лет, а парню — не менее 15.
  15. Нельзя, чтобы в одной воде (купели) крестили несколько малышей. Это плохая примета.
  16. Плохая примета, если во время обряда священник забывает или путает слова, у него падают из рук предметы.
  17. Между крестной матерью и отцом не должно быть любовной связи — это грех. Также желательно, чтобы они были кровными родственниками.
  18. Беременной женщине нельзя крестить ребенка — иначе часто болеть будет и крестник, и ее собственный малыш.
  19. На крестины ребенку в церкви заказывается или покупается мерная икона. Мерной она называется потому, что соответствует в сантиметрах росту ребенка при рождении. Это должна быть личная икона малыша, молиться перед ней может только ребенок. Считается, что мерная икона является сильным оберегом для ребенка, дает ему защиту.
  20. В церкви крестные не должны садиться — иначе ребенка ждет несчастная судьба.
  21. До крещения малыша не стоит никому показывать, даже родственникам. Считается, что у ребенка еще нет защиты, потому малыша могут сглазить.
  22. Примету, что нельзя отказываться, если вас просят стать крестными родителями, церковь разъясняет так: отказываться — это не грех, а вот окрестить ребенка и не принимать участие в его жизни, духовном развитии — большой грех. Поэтому лучше отказаться, если вы не уверены, что сможете добросовестно выполнять все обязанности крестного отца или матери.
  23. Ребенка нужно окрестить на восьмой или сороковой день жизни, тогда таинство даст малышу очень сильную защиту.
  24. В день крещения у ребенка появляется его ангел-хранитель, поэтому не стоит затягивать с обрядом и окрестить малыша быстрее.
  25. После крещения малыш получает свое второе (церковное) имя, которое нельзя никому озвучивать.
  26. Перед обрядом крещения (как родные, так и крестные) должны прочесть молитву.
  27. Женщину, которую сделала аборт, нельзя приглашать стать крестной матерью.
  28. При крещении у крестной матери должна быть покрыта голова, также нельзя крестить в брюках — это должна быть юбка или платье ниже колен.
  29. Обряд крещения — это таинство, поэтому в нем участвуют малыш и крестные родители, также может присутствовать родной отец. Желательно не приглашать на обряд других родственников и друзей. Они могут поздравить малыша уже на крестинах — это празднование в честь крещения.
  30. Крестить ребенка можно в любой день недели, а также на большие церковные праздники и пост. Однако в народе именно суббота считается наиболее удачным днем для таинства.

«Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие…»
(Ин. 3,5).

«Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет…»
(Мк. 16, 16)

Ц ерковные Таинства являются Божественным установлением, и совершает их Сам Господь. Таинством называется такое священное действие, в котором видимыми знаками и символами тайно (непостижимым образом) подается человеку благодать Святаго Духа, или спасительная сила Божия.

Само слово «таинство» указывает, что оно не подлежит исследованию разумом, а принимается верующим сердцем.

Дверью в Церковь Христову служит Таинство Крещения: только принявший Крещение человек может стать членом Церкви, и потому это Таинство называется еще «духовным рождением». Для некрещеного человека врата рая закрыты. Сам Господь Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие. (Ин. 3.5) — И перед вознесением на небо благословил их, — Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа…» (Мф 28, 19).

Таинство Крещения состоит из освящения воды и елея, помазания освященным елеем и последующего, самого главного священнодействия, троекратного погружения крещаемого в воду со словами: «Крещается раб Божий (его имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Вода издревле была символом очищения, а погружение в нее — символом покаяния. Освященный елей, которым во время Таинства помазуется сначала вода, а потом крещаемый, есть символ исцеления и здоровья, примирения и мира. Свечи изображают свет правой веры; кадило — благоухание Святого Духа. Белые одежды новокрещенного — освобожденную от власти греха и сатаны новую жизнь или душу христианина, которую он должен хранить незапятнанной; и, наконец, нательный крест – крестное последование Христу и знак веры в Его победу.

Требования к участникам Таинства Крещения младенцев.

Младенцы не могут осознанно приступить к Таинству Крещения, поэтому крещение детей совершается по вере родителей и восприемников (крестных родителей), которые становятся полноправными участниками этого Таинства наряду с младенцами.

К Таинствам Церкви допускаются только крещеные люди православного вероисповедания не отпавшие от церковного общения. Отпадение от Церкви происходит не только вследствие совершения тяжких (смертных) грехов, но и в тех случаях, когда люди достаточно долго не приступали к Таинствам Святаго Причащения и Покаяния. Не Причащался – фактически не желал иметь части с Богом. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 53-54). Поэтому прежде участия в Таинстве Крещения таким отпавшим от церковного общения людям надо воссоединиться с Церковью через покаяние. В Таинстве Исповеди человек получает прощение за содеянные грехи и воссоединяется со Святой Соборной и Апостольской Церковью. Здесь следует отметить, что Покаяние подразумевает не только перечисление содеянных грехов, но и твердое решение изменить свою жизнь. По гречески покаяние звучит как «метанойя», что буквально переводится как «перемена ума». Перемена ума — это осознание противности твоего нынешнего состояния и желание переродиться, желание измениться к лучшему, что исключает формальное отношение к этому Таинству.

Эти подготовительные требования относятся не только к родным родителям ребенка (в крайнем случае, к одному из них), но и к крестным родителям. Кроме того, приступающий к Таинствам Церкви, несомненно, должен знать основы Православного вероисповедания: во что он верит и на Кого уповает. Поэтому, как минимум, необходимо хорошо понимать толкование на Символ Веры и прочитать хотя бы одно Евангелие (например, от Марка).

Крещение младенцев без подготовки родителей допустимо только «страха ради смертного», т.е. в случае угрозы жизни ребенка (тяжелая болезнь, срочная сложная операция).

Если Вы живете полноценной церковной жизнью и приступали к Таинству Святого Причастия не позднее, чем год назад, то непосредственно перед крещением младенца исповедоваться и причащаться не обязательно.

Обряд, предшествующий крещению,- прочтение очистительной молитвы над матерями.

В течение первых сорока дней после рождения ребенка матери «по обыкновенному закону естественного очищения», являющемуся для нее как бы печатью первородного проклятия женщине, воспрещается вход в храм. На сороковой день мать предстоит у входа в храм, держа на руках младенца, готовая принести его и свое материнство Богу. В своих молитвах Церковь объединяет два материнства: человеческое и материнство Пречистой Девы, родившей истинного Законоположника. Молитва наполняет человеческое материнство неповторимой радостью и полнотой Божественного Материнства Марии. Младенец, которого Она носила и с которым как Мать была полностью соединена, исполнил Ее благодатью. Теперь эта благодать наполняет Церковь, и ее получает каждая мать, приносящая свое дитя Богу.

Что происходит во время крещения?

Слово «крещение» означает «погружение». Главным действием крещения является троекратное погружение крещаемого в воду, что символизирует собой трехдневное пребывание Христа во гробе, после которого совершилось Воскресение.

Каждый крещаемый повторяет путь Христа. Подобно тому, как Христос умер на Кресте в жертву за наши грехи, в таинстве крещения мы умираем для греховной жизни и творения воли сатаны, чтобы затем воскреснуть для жизни с Богом. Все наше естество при этом обновляется до самых своих оснований. Нам оставляются все наши грехи, в которых мы искренне раскаялись.

Если крестится младенец, то у него должны быть крестные родители, в обязанности которых входит христианское воспитание своих крестников. За них они дадут строгий ответ на Суде Божием. Тот, кто согласился стать крестным, должен осознать, что он принимает на себя огромную ответственность за ребенка, и если будет нерадиво исполнять свои обязанности, то будет строго наказан.

Чтобы дать ребенку христианское воспитание, сами крестные должны жить христианской жизнью, молиться за своего крестника.

Крестные родители — восприемники.

Обычай иметь восприемников при Крещении восходит к древнейшему Апостольскому Преданию. Греческое слово «анадехоменос» (восприемник) имеет также значение «поручитель за должника». Святой Иоанн Златоуст в одной из своих огласительных бесед так разъясняет роль восприемников: «Если хотите, обратим слово и к восприемникам вашим, чтобы могли увидеть и они, какого удостоятся вознаграждения, если проявят о вас великое усердие, и, напротив, какое им последует осуждение, если они впадут в беспечность. Подумай, возлюбленный, о тех, кто принял поручительство о деньгах, что они большей подвергаются опасности, чем должник, взявший деньги. Ибо если должник явится благоразумным, то поручителю облегчит бремя; если же станет неразумным, то ему большую опасность уготовит. Поэтому и некий мудрец наставляет, говоря: «Если поручишься, заботься, как обязанный заплатить» (Сир. 8, 16). Если же принявшие поручительство о деньгах считают себя ответственными, то насколько же больше те, кто причастен к духовному, те, кто приняли поручительство о добродетели, должны проявить великую заботу, убеждая, советуя, исправляя, проявляя отеческую любовь. И пусть они не думают, что происходящее не имеет для них значения, но пусть узнают точно, что и они станут соучастниками славы, если своими наставлениями приведут наставляемых к пути добродетели; а если впадут в праздность, будет им многое осуждение. Ибо потому существует обычай называть их отцами духовными, чтобы они узнавали через сами дела, какую любовь должны проявить в наставлении о духовном. И если похвально привести к рвению о добродетели тех, кто никак не является родственником, то насколько же более должны исполнить положенное в отношении того, кого мы принимаем как чадо духовное. Узнали теперь и вы, восприемники, что немалая вам угрожает опасность, если впадете в беспечность».

Родителям необходимо помнить, что к решению окрестить ребенка они должны приложить сознательное обещание Богу воспитывать его по правилам Православной Церкви. Но, кроме их обязательства, требуется и обязательство крестных родителей. Оно выражается в крещенском обете крестных за младенца перед Богом и Церковью: «отрицаюсь от сатаны, сочетаюсь Христу». Поэтому при крещении младенца особое внимание нужно обратить на крестных и на их веру.

Вообще, необходимым считается только один восприемник: мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Но, по сложившейся традиции, бывает двое восприемников: мужчина и женщина.

При крещении младенцев восприемники держат на руках своих крестных детей на протяжении всего Таинства. Предпочтительно, чтобы мальчика держал крестный отец, а девочку крестная мать, но если это затруднительно, то можно держать по очереди. После троекратного погружения младенца в купель он передается на руки крестному или крестной (в зависимости от пола крещаемого). Именно потому, что после погружения в купель крестный (-ая) принимает младенца из рук священника, и пошло славянское название восприемник. Тем самым он на всю жизнь берет на себя обязанность воспитывать ребенка в православном духе и ответ за это воспитание будет давать на Страшном Суде. Крестные родители стараются научить крестников вере и благочестию, приобщают к Таинствам православной церкви и до конца своих дней молятся за них.

Часто люди несерьезно подходят к избранию крестных родителей для своего ребенка. Огромное большинство крестных не соответствуют минимальным требованиям Церкви: не знают ни одной молитвы, не читали Евангелие, не умеют правильно перекреститься, не носят креста. Такой восприемник станет для ребенка лишь формальным крестным, хотя Церковь возлагает на него большую ответственность за духовное воспитание новокрещаемого.

Совершенно недопустимо, чтобы крестными становились люди, отпавшие от Церкви вследствие совершения тяжких (смертных) грехов. Прежде участия в Таинствах Церкви таким людям надо воссоединиться с Церковью через покаяние в Таинстве Исповеди.

Это относится не только к крестным, но и к родителям. Для тех, кто не воцерковлен, исповедь обязательна!

Нужно понимать, что выбирать восприемников родители должны в зависимости от тех духовных качеств, которые захотят увидеть в будущем в своем ребенке. Поэтому просить стать крестными нужно именно тех людей, которые отвечают этим качествам. Родителям также нужно помнить и о том, что, предлагая другим людям быть крестными, они накладывают на них большую ответственность, касающуюся воспитания ребенка в православной вере.

Поэтому, прежде чем предложить кому-то стать крестными родителями своего ребенка, нужно определить для себя: сможет ли данный человек понести такую ответственность, не будет ли это лишним грехом, за который придется держать ответ на Страшном Суде.

При том, что восприемники отвечают перед Богом за воспитание своих крестников, родители несут всю полноту ответственности за духовное, душевное и телесное развитие своих детей, и крестные являются лишь помощниками в этом.

Впоследствии, по достижении ребенком сознательного возраста, восприемник должен объяснить ему основы Православной веры, водить его к Причастию и заботиться о его нравственном и духовном состоянии. Это еще раз показывает, что нужно выбирать крестных из людей крещеных и православно верующих, знакомых с содержанием Священного Писания, живущих церковной жизнью в ее Таинствах.

Желательно, чтобы за некоторое время до крещения ребенка крестные родители исповедовались и причастились.

Желательно, чтобы от участия в Таинстве Крещения в качестве восприемников были отстранены дети, так как они еще сами слишком мало знают и не могут быть истинными воспитателями своего крестника. Не допускаются к восприемничеству монахи и монахини, также и родители не могут быть восприемниками собственных детей.

В духовном родстве брак запрещен между восприемниками и воспринятыми в Таинстве Крещения, а также с родителями воспринятых. То есть крестный отец и крестная мать не могут вступать в брак ни с крестниками или крестницами, ни с их родными по крови отцами и матерями. Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же крещаемого) могут состоять в браке между собой.

Чин оглашения.

Совершению крещения предшествует чин оглашения, во время которого священник читает запретительные молитвы, направленные против сатаны.

Иерей трижды дует крестообразно на крещаемого, произнося слова: «изгони из него (или из нее) всякого лукавого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в сердце его…». Они являются напоминанием того, что «создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2.7). Далее трижды благословляет и, возложив руку на главу крещаемого, читает молитву. Рука священнослужителя — рука Самого Господа Иисуса Христа, являющаяся жестом защиты и благословения, ибо в будущем этому человеку предстоит смертельная схватка с силами тьмы.

Три запрещения на нечистых духов.

Церковь повествует нам о восстании против Бога в сотворенном Им духовном мире части ангелов, обуянных гордыней. И источник зла заключается не в их неведении и несовершенстве, а, напротив, в тех знаниях и совершенстве, которые привели их к искушению гордыней и отпадению. Сатана принадлежал к самым первым и лучшим созданиям Бога. Он был достаточно совершен, мудр и силен, чтобы знать Господа и не подчиниться Ему, восстать против Него, пожелать «свободы» от Него. Но поскольку такая «свобода» (т. е. произвол) невозможна в Царстве Божественной Гармонии, которое существует лишь при добровольном согласии с Волей Бога, сатана и ангелы его изгоняются Богом из этого Царства.

Вот почему при крещении прежде совершается запрещение «сатаны и всех аггелов его». Св. Кирилл Иерусалимский говорит в огласительном поучении: «Содержание сих запрещений следующее: первое — отревает и гонит диавола и всякое его действие страшными для него Божественными именами и таинствами, изгоняя диавола, повелевает и демонам его бежать от человека и не творить ему напастей. Подобным же образом и второе запрещение изгоняет демонов Божественным Именем. Третье запрещение есть вместе и молитва, возносимая Богу, умоляющая всесовершенно изгнать лукавого духа от создания Божия и утвердить его в вере».

Отречение от сатаны.

Крещаемый (или крестные родители, если крестится младенец) отрекается от сатаны, т. е. отвергается от греховных привычек и образа жизни, отказывается от гордыни и самоутверждения, сознавая, что некрещеный человек всегда является пленником страстей, сатаны.

Исповедание верности Христу.

Однако, сам человек никогда не сможет вести брани с диаволом без союзничества с Христом. Поэтому после объявления войны сатане в чине оглашения следует сочетание с Христом.

Ребенок становится членом Христова воинства. Его оружием будут пост, молитва, участие в церковных таинствах. Ему предстоит сражаться со своими греховными страстями — злом, кроющимся в сердце его.

Крещаемый исповедует веру, читает Символ веры. Если крестится младенец, то за него должен читать Символ Веры восприемник.

СИМВОЛ ВЕРЫ

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых,
12. И жизни будущаго века. Аминь.

Символ веры содержит все основные христианские истины. В древности человек должен был изучить их прежде крещения. И теперь это необходимое условие при крещении. Если человек не согласен хотя бы в малости с Символом Веры, т.е. не имеет должной веры, то ему нельзя приступать к Таинству Крещения лично и даже крестить собственных детей. Чему он их научит? Ответственность за обучение истинам веры младенцев несут их восприемники и родители и, если они забывают об этом, то совершают тяжкий грех. Подробное толкование на Символ Веры можно найти в любой книге «Закон Божий».

Со времен апостольских христиане пользовались «символами веры» для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В древней Церкви существовало несколько кратких символов веры. В IV веке, когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы дополнить и уточнить. Таким образом возник ныне употребляемый Православной Церковью Символ веры. Он был составлен Отцами I и II Вселенских Соборов. I Вселенский Собор принял семь членов Символа веры, II — остальные пять. I Вселенский Собор состоялся в 325 г. по Р. X. в Никее для утверждения истинного учения о Сыне Божием против ложного учения Ария, что Сын Божий создан Богом Отцом. II Вселенский Собор — в Константинополе в 381 г. для утверждения истинного учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. При изучении Символ разделяют на 12 членов. В первом говорится о Боге Отце, далее по седьмой включительно — о Боге Сыне, в восьмом — о Боге Духе Святом, в девятом — о Церкви, в десятом — о крещении, в одиннадцатом — о воскресении мертвых, в двенадцатом — о вечной жизни.

Таинство Крещения.

Освящение воды.

В начале самого Таинства Крещения священник совершает каждение вокруг купели и читает молитвы на освящение воды, затем благословляет воду, в которой крещаемому предстоит омыть свои грехи. Он трижды осеняет ее крестным знамением, дует на нее, произнося молитву: «Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего все супротивные силы».

Освящение воды для Крещения — одна из важнейших частей чинопоследования, имеющая глубочайшую связь с самим таинством.

В молитвах и действиях при совершении освящения воды для Крещения раскрываются все стороны таинства, показывается его связь с миром и материей, с жизнью во всех ее проявлениях. Вода является древнейшим религиозным символом. С христианской точки зрения представляются важными три основные стороны этой символики. Во-первых, вода — первичная космическая стихия. В начале творения «Дух Божий носился над водой» (Быт. 1, 2). Одновременно она является символом разрушения и смерти. Основа жизни, животворящая сила и, с другой стороны, основа смерти, разрушительная сила — таков двойственный образ воды в христианском богословии. И, наконец, вода — символ очищения, возрождения и обновления. Эта символика пронизывает все священное писание, входит в повествование о творении, грехопадении и спасении. Святой Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию и очищению от грехов в водах Иордана, а Сам Господь Иисус Христос, приняв от него Крещение, освятил водную стихию.

Освящение елея.

После освящения воды священник читает молитву на освящение елея (масла) и вода помазуется им. Затем священник совершает помазывание крещаемого елеем: лицо, грудь, руки и ноги. В древнем мире елей употреблялся, прежде всего, как лечебное средство. Елей, символизирующий исцеление, свет и радость, был знаком примирения Бога с человеком. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, вернувшись, принес ему масличную ветвь, «и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт. 8, 11). Итак, в помазании елеем воды и тела крещаемого елей знаменует полноту жизни и радость примирения с Богом, так как «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 4-5).

Крещение обновляет и восстанавливает всего человека в его первозданной целостности, примиряет душу и тело. Елеем радования помазуются вода и тело человека для примирения с Богом и в Боге с миром.

Погружение в купель.

Сразу после помазания наступает самый главный момент крещения — погружение в купель.

Священник трижды погружает крещаемого в воду со словами: Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца, аминь (первое погружение). И Сына, аминь (второе погружение). И Святаго Духа, аминь (третье погружение). Сразу после погружения на новокрещенного возлагается крест — знак принятия им крестной жертвы Господа Иисуса Христа, веры, что Христос истинно умер и истинно воскрес из мертвых, так что в Нем мы можем умереть для греха по отношению к нашей смертной жизни и стать причастниками — здесь и теперь — жизни вечной.

Облачение новокрещенного.

Облачение в «ризу светлу» после Крещения знаменует, прежде всего, возвращение человека к целостности и невинности, которыми он обладал в раю, восстановление его истинной природы, искаженной грехом. Святой Амвросий, епископ Медиоланский, сравнивает эту одежду с блистающими ризами Христа, преобразившегося на горе Фавор. Преобразившийся Христос явил Себя ученикам не в обнаженном виде, но в одежде «белой, как свет», в нетварном сиянии Божественной славы. В таинстве Крещения человек вновь обретает свое изначальное одеяние славы, верующей душе явно и реально открывается основная истина христианства: приняв Крещение, «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол 3, 3-4). Совершается глубочайшая тайна: единение человеческого и Божественного в «обновленной жизни». Благодать, подаваемая человеку в Крещении, как и в остальных таинствах, — это плод жертвенной смерти Христа и Его Воскресения. Она сообщает человеку волю к спасению и силы, чтобы идти по жизни, неся свой крест. И потому Крещение может и должно определяться не образно, не символически, а по существу как смерть и воскресение.

В христианском понимании смерть — это, прежде всего, духовное явление. Можно быть мертвым, еще живя на земле, и быть непричастным смерти, лежа в могиле. Смерть — это отдаленность человека от жизни, то есть от Бога. Господь — единственный Податель жизни и Сама Жизнь. Смерть противоположна не бессмертию, а истинной Жизни, которая была «свет человеков» (Ин. 1,4).

Жизнь без Бога есть духовная смерть, которая превращает человеческую жизнь в одиночество и страдание, наполняет ее страхом и самообманом, обращает человека в рабство греху и злобе, пустоте.

Мы спасены не потому, что веруем в сверхъестественную власть и могущество Господа, так как не такой веры Он хочет от нас. Веровать во Христа означает не только признавать Его, не только получать от Него, но, прежде всего, трудиться во славу Его. Нельзя ожидать помощи от Него, не выполняя Его заповедей и, прежде всего, заповеди любви; нельзя называть Его Господом и преклоняться перед Ним, не исполняя волю Отца Его.

Погружение в воду означает то, что крещаемый умирает для жизни греховной и спогребается со Христом для того, чтобы жить с Ним и в Нем (Рим. 6, 3-11. Кол. 2, 12-13). Это самое главное в таинстве Крещения. Только по благодати Божией мы знаем, что «эта вода есть истинно для нас и гроб, и матерь…» (св. Григорий Нисский).

Таинство Миропомазания.

После погружения в купель и облачения в белую одежду священник помазует новопросвещенного святым Миром: запечатлевает «печатью дара Духа Святаго».

Через миропомазание Святой Дух сходит на каждого из нас, исполняя нас силой Божией, как некогда в день пятидесятницы он сошел на учеников Христовых.

Святое миро — это особым образом приготовленное масло, которое раз в год освящается патриархом и затем рассылается по всем епархиям, где архиереи раздают его настоятелям.

Священник помазывает святым миром уже крещеного человека. Помазываются его лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги.

Святым Миром помазываются разные части тела, дабы через помазание освятить всего человека: и его тело, и его душу. Помазывается лоб для снятия позора, покрывшего его по преступлению Адама, и для освящения мыслей наших. Помазываются глаза, чтобы мы не шли ощупью впотьмах по пути порока, но чтобы шли по пути спасения под руководством благодатного света; уши — чтобы наше ухо сделалось чутким к слышанию слова Божия; уста — чтобы они стали способными к вещанию Божественной истины. Помазываются руки для освящения на труд благочестивый, на дела, угодные Богу; ноги — для хождения нашего по стопам заповедей Господних; и грудь — чтобы мы, облекшись благодатию Духа Святого, победили всякую вражескую силу и все могли совершать в укрепляющем нас Иисусе Христе (Флп. 4. 13). Одним словом, освящаются наши мысли, желания, наше сердце и все наше тело, чтобы сделать их способными для новой христианской жизни. Помазание Миром есть видимый знак, печать того, что новокрещенному даруется от Бога Дух Святый. С той минуты, как на нас положена эта священная печать, Дух Святый вступает в обручение, в тесную живую связь с нашей душой. С той же самой минуты мы становимся христианами.

Всякий раз священник повторяет слова: «Печать дара Духа Святаго», а восприемник по окончании помазания отвечает: «Аминь», что значит «Подлинно, истинно».

Миропомазание — новое самостоятельное таинство, хотя оно связано с Крещением и совершается, по правилам Православной Церкви, сразу же после троекратного погружения в купель.

Приобретая через Крещение нового сына, заботливая мать наша — Святая Церковь — без всякого отлагательства начинает прилагать к нему свое попечение. Как в телесной жизни для укрепления сил младенца нужен воздух и пища, так и для родившегося духовно через Крещение нужна особенная, духовная пища. Такую пищу преподает святая Церковь в таинстве Миропомазания, через которое происходит сошествие на нашу душу Святого Духа. Оно подобно сошествию Святого Духа в виде голубя, бывшее при Крещении Господа Иисуса Христа.

Чтение Священного писания и шествие вокруг купели.

После Таинства Миропомазания бывает троекратное шествие вокруг купели.

Торжественное обхождение купели с пением «Елицы во Христа креститеся…» есть, прежде всего, выражение радости Церкви о рождении нового ее члена Духом Божиим. С другой стороны, так как круг есть знак вечности, то это шествие показывает, что новопросвещенный выражает желание вечно служить Богу, быть светильником, который ставят не под спудом, но на свечнике (Лк. 8, 16), да светит всем людям своими добрыми делами и просит у Господа сподобить его вечного блаженства. Непосредственно после шествия вокруг купели бывает чтение Апостола и Евангелия. Во время чтения крестные родители стоят с зажженными свечами.

Завершающие обряды Крещения.

Завершающие обряды чинопоследования Крещения и Миропомазания — смывание святого Мира и пострижение волос — совершаются сразу же после чтения Евангелия.

Первый обряд — это смывание с тела новокрещенного святого Мира. Теперь могут быть устранены внешние, видимые знаки и символы, потому что отныне только внутреннее усвоение человеком дара благодати, веры и верности поддержит его и даст силу. Христианин должен нести печать дара Духа Святого в своем сердце.

Пострижение волос, которое совершается сразу после смывания с тела новокрещенного святого Мира, с древнейших времен было символом послушания и жертвы. Люди чувствовали в волосах сосредоточение силы и энергии. Этот обряд встречается и в чине посвящения в монашество, и в чине посвящении чтецов. В падшем мире путь к восстановлению Божественной красоты, затемненной, униженной, искаженной, начинается с жертвы Богу, т. е. с принесения Ему с радостью и благодарением того, что в этом мире стало символом красоты — волос. Особенно живо и умилительно раскрывается смысл этой жертвы при Крещении младенцев. Ребенок не может предложить Богу ничего другого, и поэтому отрезаются у него несколько волос с головы со словами: «Постригается раб Божий (раба Божия) [имя] во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

Заключение.

Святое Крещение является духовным рождением человека, т.е. началом его духовной жизни, и в ранние годы от родителей и крестных зависит каким будет продолжение. Постарайтесь, чтобы общение Вашего ребенка с Богом продолжилось, прежде всего, в Таинстве Святаго Причащения, в котором человек воистину соединяется с Богом.

Ребенка можно причащать в любом православном храме. Младенцу (до 7 лет) перед Причастием не требуется исповедь, и не обязательно быть всю службу в храме. Его можно приносить/приводить после начала богослужения в зависимости от его духовного возраста. Совсем маленьких детей можно причащать после кормления (но не сразу после; детям в храме перед причастием не следует давать грызть баранки, сухари и пр.). При кормлении следует исключить мясную пищу. По возможности раньше старайтесь начать причащать детей натощак, приучая их к навыкам поста, т.е. после полуночи в день причастия не следует ребенку давать есть и пить. После 4-х лет причащать можно только натощак.

С раннего возраста старайтесь прививать детям навыки богообщения, знания о вере и Церкви через чтение молитв, Священного Писания для детей (Библия, Святое Евангелие), чтение житий святых, закона Божиего и другой духовной литературы. Научайте детей видеть присутствие Божие во всех проявлениях окружающего нас мира.

Памятка родителям.

Для Крещения ребенка необходимо приобрести в храме:
  • освященный крестик на тесемочке (если крестик куплен в ювелирном магазине, то его необходимо освятить);
  • крестильную рубашку (всегда есть в продаже).
  • Принести с собой:

  • пеленку и 2 полотенца: одно (большое) для ребенка, другое (не обязательно) на пожертвование храму;
  • бумажную салфетку или платок, чтобы вытирать лицо ребенка.
  • При Крещении детей мальчику необходим крестный отец, девочке — крестная мать, можно пригласить того и другого. Возраст крестных родителей должен быть старше 16 лет.

    Женщинам следует заходить в храм в скромной одежде, без губной помады, иначе, когда Вы будете целовать иконы и крест, на них останутся следы помады. Если в Вашем гардеробе только короткие юбки, т.е. выше колена, то лучше придти в брюках и повязать в храме выдаваемую юбку.

    Женщины в месячной нечистоте не заходят в храм до окончания этих дней.

    Во время Крещения фото- и видеосъемка не благословляются! Памятные фотографии Вы сможете сделать около купели после совершения Таинства.

    Приложение.

    Молитвы за детей.

    Ежедневная молитва.

    Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на детях моих (имена), сохрани их под кровом Твоим, покрый от всякаго лукаваго похотения, отжени от них всякаго врага и супостата, отверзи им уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцам их. Господи, все мы создание Твое, пожалей детей моих (имена) и обрати их на покаяние. Спаси, Господи, и помилуй детей моих (имена), и просвети их ум светом разума Святаго Евангелия Твоего, и настави их на стезю заповедей Твоих, и научи их, Спасе, творити волю Твою, яко Ты еси Бог наш.

    Молитва о детях (преподобного Амвросия Оптинского).

    Господи, Ты Един вся веси, все можеши и всем хощешь спастись и в разум Истины прийти. Вразуми детей моих (имена) познанием истины Твоея и воли Твоея Святыя и укрепи их ходити по заповедям Твоим и меня, грешную, помилуй.

    Молитва ко Господу Иисусу Христу о крестниках.

    Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на крестниках моих (имена), сохрани их под кровом Твоим, покрый от всякаго лукаваго похотения, отжени от них всякаго врага и супостата, отверзи им уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцам их. Господи, все мы создание Твое, пожалей крестников моих (имена) и обрати их на покаяние.

    Спаси, Господи, и помилуй крестников моих (имена), и просвети их ум светом разума Святаго Евангелия Твоего, и настави их на стезю заповедей Твоих, и научи их, Спасе, творити волю Твою, яко Ты еси Бог наш.

    Молитва к Божией Матери об обращении заблудшего крестника (святителя Гавриила Новгородского).

    О, Всемилостивая Госпоже, Дево Владычице Богородице, Царица Небесная! Ты рождеством Своим спасла род человеческий от вечного мучительства диавола: ибо от Тебя родился Христос, Спаситель наш. Призри Своим милосердием и на сего (имя), лишенного милости Божией и благодати, исходатайствуй Матерним Своим дерзновением и Твоими молитвами у Сына Твоего, Христа Бога нашего, дабы ниспослал благодать Свою свыше на сего погибающего. О, Преблагословенная! Ты надежда ненадежных, Ты отчаянных спасение, да не порадуется враг о душе его!

    Наиболее «обычные» из них — это блуд (плотская близость мужчин и женщин без заключения законного брака), прелюбодеяние (измена мужу, жене), аборты (убийство собственных детей), ответственность за которые разделяет и мужчина. Также тяжким грехом является измена Господу Богу через обращение к другим религиям, сектам, духовным целителям, экстрасенсам, колдунам, предсказателям, астрологам и пр.

    Аггел — падший ангел.

    Отревает — церк., отвергать, отметать, отталкивать.

    Отсюда «вытекает» главное правило обряда – не проходить его ради корыстных целей, или дани традициям. В последнем случае таинство воспринимается, как некий церковный сервис. Люди думают, что священники обязаны обеспечивать им всех желающих.

    Корысть же заключается в убеждении, что будет оберегом, обеспечит счастливую жизнь. Это желание эгоистично, а суть обряда – начать служить не себе, а Богу и другим людям. Эта статья о правилах крещения . Впереди много интересного.

    То, о чем говорил патриарх Кирилл

    Патриарх Кирилл несколько лет вел подготовительную работу и, в итоге, утвердил огласительные беседы. Их должно быть минимум две. Суть нововведение – восстановление древней традиции подготовки к таинству. Правила крещения обязывают знать Святое Писание, присутствовать на литургиях, правильно трактовать заповеди. Об этом говориться в «рекомендациях об организации катехизической деятельности русской православной церкви».

    Патриарх утвердил оглашение не только для взрослых, но и при крещении ребенка. Правила , естественно, не спрашивают истинной веры и покаяния с дитя. Но, за него должны сдать экзамен батюшке кумовья. На крестных родителей возлагается обязанность привить подопечному христианские взгляды. Сделать это могут лишь православные.

    Правила крещения для крестных такие же – минимум две беседы и посещение одной службы в церкви. Если пара собеседований не докажет понимания ответственности и Библии, обучение, то есть, оглашение, продолжится.

    Крестный крестному кто?

    Кого выбрать в кумовья на крещение ребенка. Правила для крестной и крестного не позволяют им быть в браке. Грехом считается и роспись после . Причина – духовное родство. Оно возникает между наставниками во время обряда, ведь они становятся ответственны за воспитание и моральный облик одного ребенка. Брак между кумом и кумой – духовное кровосмешение. Это постановил Юстиниан. Он правил Грецией в 5-ом веке.




    В 5-ом столетии не ставили возрастных рамок для крестных. Тысячелетие назад взрослыми считали уже 12-летних. Сейчас лишь достигшие 18-ти лет могут прийти в качестве кумовьев на крещение ребенка. Правила для крестного и крестной обязывают их быть христианами, то есть самим пройти таинство. Сделать это необходимо до обряда с младенцем.

    В церкви не позволяют быть крестными родителями наркоманам и алкоголикам. Правила крещения ребенка в церкви предполагают наставников, не имеющих так же психических расстройств. Не приветствуются и люди, ведущие беспорядочную половую жизнь. Наличие таковой, как говорится, на лбу не написано. Но, священники стараются распознать развратников при собеседовании.

    Крестными не могут стать и монахи, а так же, родные родители ребенка. Ограничение накладываются и на опекунов. Из оставшегося списка нужно выбрать тех, между кем нет половой связи. Да, да, воспрещен не только брак, но вообще любовные отношения.

    Оденься к крестинам

    Белые одежды, — вот в чем проходит обряд крещения. Правила установлены дабы подчеркнуть чистоту помыслов крестящегося. Во время таинства умирает его плоть и возрождается дух, естественно, символически. Всю скверну смывают воды. Из них выходит чистый во всех смыслах человек и облачается в чистые, белые одеяния.

    Обряд крещения ребенка правила не устанавливает для и . Их наряды могут быть одинаковыми. Для взрослых же мужчин и женщин предусмотрена разница в одеяниях. Дамы должны покрыть голову платком. Так леди искупают первородный грех Евы. Головной убор – символ смирения перед Богом и мужчинами. К тому же, женщины облачаются в длинные сорочки. Мини-варианты не приветствуются.

    Праздник, — именно так воспринимают обряд крещения ребенка. Правила не регламентируют одежды гостей, однако, принято выбирать торжественные комплекты. Мужчины предстают в костюмах, дамы – в платьях и юбках. Наряды не помпезны, но и не будничны.

    Мамам вход воспрещен

    8-ой и 40-ой дни от роду – самые популярные даты для крещения в православной церкви . Правила не позволяют присутствовать на матерям. Первые полтора месяца после родов они считаются грязными. У женщин сохраняются специфические выделения, кровотечения. Поэтому, на крестины детей относят отцы и кумовья. Они проводят крещение ребенка. Правила для мамы не предполагают исключений.




    Зачем же торопиться? Почему не дождаться восстановления матери, ее исповеди, позволяющей вновь войти в храм? Спешат из-за желания связать событие с важными цифрами. Дело в том, что на 8-ой день от роду Иисус был посвящен Небесному Отцу. На 40-ой же день Дева Мария принесла младенца в храм.

    Кроме важности дат роль играют страхи родителей. Они знают, что без ребенку закрыт вход в Рай. Боясь тяжелой болезни, которая может сразить их дитя, люди спешат с обрядом. После таинства родители уверены, чтобы не случилось, кроха попадет в Царство Небесное.

    Запечатлей важный момент

    Фото- и видеосъемка становятся привычным явлением в процессе православного крещения ребенка. Правила церкви не запрещают фиксировать событие. Священнослужители понимают желание сохранить обряд не только в памяти. За вспышки, правда, приходится платить.

    Но, плата эта считается добровольным пожертвованием храму и идет на его нужды, в том числе, и на обстановку православного крещения. Правила таинства требуют наличия купели, ширм, свечей, ароматических масел, вина, символизирующего кровь Господа.

    Платят и за сам обряд. Фиксированной суммы, опять же, нет. Каждый кладен в ящик для пожертвований по силам своим. С тех, кто испытывает финансовые затруднения, во многих приходах готовы не испрашивать денег и за съемку таинства.

    «…У тебя есть младенец?

    Не давай времени усилиться повреждению,

    пусть освящен будет в младенчестве и от юности посвящен Духу»
    (святитель Григорий Богослов)

    Обряд Крещения ребенка. Крещение - одно из таинств Православной Церкви, во время которого человек подготавливается к приобщению Христовой Церкви, возрождается от грехов прошлой жизни и первородного греха в новую духовную жизнь.

    Издревле на Руси радость о рождении человека в мир земной соединяется с радостью о рождении его для Отечества Небесного. Через Таинство Крещения дитя земной семьи становится чадом Церкви и наследует обетование Вечной Жизни. В течение многих веков почти сразу после рождения малыша крестили. Случались, конечно, обстоятельства, когда усопшего предавали земле без отпевания, или когда православный человек жил в невенчанном браке, но некрещеных в русских семьях не было.

    Ребенок - благословение Божие, и православные родители должны понимать, что за вверенную им новую душу в день Страшного Суда они будут держать ответ перед Богом.

    Вообще, духовная жизнь малыша начинается задолго до крещения и даже еще до рождения. Все будущие мамы заботятся о том, чтобы в их пище было побольше витаминов и стараются исключить хотя и любимые, но вредные для малыша продукты. И это правильно. Однако православную маму во время ожидания чуда волнует не только физическое здоровье ребенка, но и его душа, поэтому она чаще, чем обычно, посещает богослужения, исповедуется и причащается.

    Православные христиане обычно дают новорожденному имя того святого, в день которого он появился на свет, либо одного из святых, чья память празднуется в один из последующих дней, поэтому после появления малыша на свет, обязательно загляните в церковный календарь. Если ребенка назвали неправославным именем, то при Крещении ему будет дано второе православное имя. Однако, постарайтесь избежать такого раздвоения, ведь красивых и необычных имен в православном календаре великое множество, и за каждым - необыкновенный святой. Почитайте жития святых - столько имен сразу станут для Вас желанными!

    Если имя выбрано, то пришла пора позаботиться о крестных родителях. Крестные обязуются наставлять крестника в основах веры и церковной жизни, молиться о нем и принимать активное участие в его воспитании. Кроме того, на крестных ложится и часть ответственности за поступки своего подопечного, а духовное родство крестника с крестными не оканчивается с завершением земной жизни, а продолжается в Вечности. К сожалению, очень часто родители, из соображений дружбы, уважения или даже некоторой корысти, не задумываясь выбирают в восприемники своему чаду людей совершенно далеких от Церкви, а то и неверующих. Появились даже заочные крестные, когда восприемник не присутствует во время совершения обряда Крещения, а только считается крестным родителем. Такое отношение говорит о полнейшем непонимании и безразличии к сути Крещения.

    Когда выбрано имя и крестный родитель - пора крестить. Затягивать с Крещением не следует. Через него человек становится членом Церкви Христовой, а значит, Церковь молится о нем.

    Правила крещения ребенка

    К обряду Крещения ребенка и Вы, и выбранные Вами крестные родители должны серьезно подготовиться, поэтому постарайтесь запомнить несколько немаловажных

    1. Для того чтобы записаться на Таинство Крещения, Вам необходимо приехать в выбранный храм и обратиться в лавку или к священнику.

    2. Перед Крещением священник проводит беседу с родителями малыша и будущими крестными. Заранее обсудите с ним все вопросы, которые возникли у Вас по поводу Таинства. Он объяснит Вам, как происходит обряд Крещения ребенка, что нужно принести с собой на Таинство, что именно должны будут делать крестные родители и вы вместе согласуете дату события.

    3. По установленной традиции крестить малышей можно с первого дня жизни.

    4. Обряд Крещения ребенка в Церкви может совершаться в любой день года, то есть ни посты, ни церковные праздники не являются для этого препятствием.

    5. На Крещение необходимо принести с собой освященный православный крестик (чтобы не сомневаться, купите его в церковной лавке, а не в магазине), новую крестильную рубашку, чистое большое полотенце, в которое Вы завернете малыша после купели, и свечи. Не забудьте, что все присутствующие на Таинстве должны иметь на себе нательный крестик.

    6. В Крещении малышу дается имя того православного святого, с которым он носит одинаковое имя. Если в году несколько дней памяти святых с подобным именем, то из них выбирается ближайший, то есть тот, который первым следует за днем рождения ребенка. А если имени, которым назван малыш, в святцах вообще нет, то выбирается православное имя, сходное по звучанию.

    7. Будущим крестным и всем родным и близким за три дня до Крещения малыша желательно воздержаться от развлечений и соблюдать пост. Только кормящая мама освобождается от поста на весь срок грудного вскармливания.

    8. Крестными родителями (восприемниками) можно становиться с 18 лет.

    9. Крестные родители обязательно должны быть крещеными православными христианами. А если человек, выбранный восприемником, сам недавно крестился, то он может стать крестным только через один год после собственного Крещения.

    10. Обычай выбирать для малыша сразу двух крестных, и отца, и мать, никак не противоречит правилам. Однако если выбран только один восприемник, то он должен быть одного пола с крещаемым. Ситуации, когда у ребенка есть только один крестный родитель противоположного пола, допустимы, но в крайних обстоятельствах.

    Обряд крещения ребенка (крестный)

    По церковным правилам для мальчика восприемником должен стать мужчина. Именно крестный отец принимает мальчика из купели, а крестная мать и остальные родители помогают ему вытереть и одеть малыша. Кроме того, в конце таинства, крестный отец в сопровождении священника заносит мальчика в алтарь, покланяется с ним престолу, проносит через горнее место и подносит к иконе.

    Для девочки, соответственно, восприемницей должна стать женщина, то есть основные обязанности во время Крещения исполняет именно она. Только в отличии от мальчиков, девочек в алтарь не заносят.

    11. Браки между восприемниками и физическими родителями младенца, между крестными родителями и крестными детьми, между крестным отцом и крестной матерью одного ребенка невозможны. Кроме того, приемные родители не могут стать крестными для своего приемного ребенка.

    12. Крестными родителями можно становиться любое количество раз, если Вы чувствуете в себе силы должным образом выполнять обязанности крестного родителя.

    13. В исключительных случаях, если невозможно найти крестных, или обряд Крещения ребенка совершается в критический для его жизни момент, Крещение может совершаться и без крестных родителей.

    14. Если один из родителей или оба являются иноверцами, то крестить ребенка в православии можно только при условии, что есть верующие православные крестные, и физические родители не будут возражать против воспитания малыша в православной вере.

    Как проходит обряд крещения ребенка в православии



    Перед началом Таинства Крещения священник объяснит и покажет Вам, где должны расположиться крестные родители с крещаемым малышом.

    Обряд крещения ребенка в Церкви начинается с молитв наречения имени, которыми священник закрепляет за малышом его православное имя. Именно с этого времени, у каждого из нас появляется небесный покровитель, поэтому в конце таинства постарайтесь преподнести своему чаду икону с изображением его святого.

    После молитв наречения имени священник читает запретительные молитвы, которыми запрещается демоническим темным силам действовать на крещаемого. С этого момента наступает фаза непосредственного участия крестных и крещаемого в совершаемом Таинстве. На этом этапе священник может попросить кого-то из крестных родителей прочитать вслух Символ Веры, поэтому крестным необходимо заранее выучить его наизусть. Если никто из присутствующих наизусть Символа веры не знает, то его может прочитать сам батюшка. Однако, в идеале, каждый православный христианин должен не только знать Символ Веры наизусть, но еще и уметь разъяснить его содержание.

    После этого священник освящает воду для крещения и читает особые молитвы, в которых он просит Бога ниспослать благодать Святого Духа на воду и того, кому предстоит принять великое Таинство. Наступает пора Крещения.

    Батюшка предложит Вам полностью раздеть малыша, а затем помажет ему лоб, грудь, уши, руки и ноги елеем, символизирующим Милость Божию. После этого он проведет Вас к купели со святой водой, в которую трижды аккуратно окунет младенца. Принимает малыша из купели крестный отец или крестная мать (в зависимости от пола ребенка), а остальные родители помогают им вытереть и одеть ребенка в крестильную рубашку. В то же время на младенца надевается крестик.

    После этого священник и крестные родители с малышом на руках трижды совершают небольшой крестный ход вокруг купели в направлении против движения солнца. Затем батюшка читает отрывок из Священного Писания и совершает молитву за крестных и крещаемого.

    Вслед за этим совершается Таинство Миропомазания. Священник крестообразно мажет малыша святым маслом, но на этот раз это не елеем, а святым Миром (особым ароматическим маслом, освященным Патриархом). Через это Таинство малышу подаются благодатные Дары Святого Духа для раскрытия в себе образа и подобия Божьего. Таинство Миропомазания настолько важно, что, как и крещение, принимается человеком лишь раз в жизни.

    Сразу после Крещения и Миропомазания малыш приносит первую в своей новой крещеной жизни жертву благодарения Богу. И этой жертвой является ни что иное, как локоны его волос, то украшение, которое венчает самую удивительную часть нашего тела. Батюшка символически крестообразно состригает несколько локонов с головы малыша.

    Обычно в день крещение младенца совершается еще и чин воцерковления, позволяющий новому члену Церкви Христовой входить в храм. Для мальчиков и девочек он немного разнится. Крестный отец в сопровождении священника заносит мальчика в алтарь, поклоняется с ним Престолу, проносит через горнее место и подносит к иконе. Девочек в алтарь не заносят, а воцерковляют перед иконостасом - священник берет младенца на руки и начертает им крестное знамение у входа в храм, на входе и перед царскими вратами. Воцерковление малыша заканчивается молитвой и целованием креста. Таинство оканчивается тем, что родители малыша совершают три земных поклона перед амвоном и священником. Если есть такая возможность, то в этот ж день или на следующий после крещения постарайтесь причастить ребенка Святых Христовых Таин.