Туристический поход с детьми старшей группы «Мы-туристы. Развлечение «Поход в детском саду

Туризм детский неразрывно связан с краеведением, имеет целью расширение знаний в области естественных наук, укрепление здоровья, закаливания, является эффективной формой активного отдыха; развивает жизненно необходимые качества. Это приобщение к миру взрослых. Туризм в нашем детском саду занимает значительное место.

Актуальность. Одной из причин медленного улучшения результатов в борьбе за снижение заболеваемости детей является недостаточная педагогическая культура семей. Нарушается режим сна и отдыха в праздничные и выходные дни. Дети много времени проводят у телевизора, компьютера, потребность в движении удовлетворяется не полностью, в современных квартирах не находится места спортивным уголкам. Опыт работы показал, что ребенок показывает более высокое физическое развитие, если семья ведет здоровый образ жизни. Поэтому возникла необходимость поиска эффективных и интересных путей оздоровления детей. Таким средством физического воспитания детей и является туризм. Он несет в себе оздоровительную, образовательную (познавательную) и воспитательную ценность, сочетает в себе элементы морально-нравственного, трудового и эстетического воспитания.

Оздоровительная ценность туристской деятельности.

Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Ходьба с грузом и дозированной нагрузкой укрепляет сердечно - сосудистую систему. Совершенствуются все физические качества – быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, сила; ориентировка в пространстве. Основные виды движений - ходьба, бег, ползание, лазание, прыжки, метание, упражнение в равновесии.

Образовательная (познавательная) ценность туристской деятельности.

Дети получают знания о родном крае, у них формируются обобщенные

представления о временах года, об изменениях в природе, о зависимости изменений живой природы от изменений в неживой природе. Расширяются знания детей о правилах поведения в природе, об охране ее. Развивается мыслительная деятельность. Благодаря постоянному перемещению по местности, умению пользоваться картой и компасом, активному участию в играх и туристических состязаниях развивается пространственная ориентация каждого участника, умение действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности. Дети анализируют и делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.

Воспитательная ценность туристической деятельности.

Поскольку туристическая деятельность проводится большей частью в коллективе, когда один зависит от другого, то дети учатся замечать затруднения окружающих, появляется стремление помочь им. Формируется представление о правдивости, справедливости. Дети учатся быть отзывчивыми к сверстникам, проявляется внимание к ближним, их переживаниям, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи, правильно оценить поступки свои и сверстников.

Решаются задачи и трудового воспитания: у детей формируются навыки самообслуживания, умение трудиться в коллективе и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, учатся экономным приемам работы.

Воспитываются такие качества, как самостоятельность, аккуратность ответственность, инициативность, бережное отношению к снаряжению и спортивному инвентарю.

Также туризм способствует воспитанию любознательности, морально-волевых качеств (выдержки, настойчивости в достижении положительных результатов, организованности, самостоятельности). Походная жизнь развивает наблюдательность.

В связи с этим мы решили организовать работу по детскому туризму. Нами была составлена программа сотрудничества ДОУ и семьи “Здоровый ребенок”, в которую составной частью вошел совместный проект детского сада и семьи по детскому туризму “Гора Здоровья”.

Его цель: объединение усилий детей, родителей, педагогов на пути к здоровому образу жизни. Система туристской работы представляла собой творческое взаимодействие инструктора по физкультуре, туризму с воспитателями групп и их воспитанниками.

Работу по туризму вели по нескольким направлениям

1. Работу с детьми.

Занятия по начальной туристско-краеведческой подготовке проводятся раз в неделю, как часть физкультурного занятия, по плану (см. приложение 1). Дети в группе с воспитателями составляют альбомы о природе, туризме, совместных походах с родителями, “Что возьмём в поход”.

Кружок "Тури - тура - туристы", где дети имеют возможность закрепить полученные знания по туристической технике, приняв участие в краеведческой и туристической викторине, КВН, аукционе КТД, играх на местности, соревнованиях по туристической технике, соревнования по туристическому многоборью, ориентированию, лыжных прогулках.

Культурно-досуговая деятельность: итоги туристиско-краеведческой работы подводятся в ходе проведения туристического слета или туристических праздников, на которых проводятся викторины, конкурсы на лучшую туристическую песню, спортивные состязания, оказание медицинской помощи, игры на привале, конкурс рисунков на спортивную тематику.

Экскурсионная работа: прогулки и экскурсии для знакомства с растительным и животным миром, к местам исторических памятников, исторических событий, жизни и деятельности замечательных людей, туристические походы, поход выходного дня с родителями.

2. Работа с педагогами.

Семинар “Оздоровительный семейный досуг”.

1 занятие - игры в походе.

2 занятие - элементарные формы туризма.

3 занятие - практическая часть, организация работы на туристических этапах: "Навесная переправа", "маятник "параллельные веревки", "переправа через болото", "полоса препятствий на спортивной площадке".

4 занятие – игры у костра (ОБЖ).

Просмотр видеофильма "Идем в поход".

Выступление методиста-инструктора школы детского и юношеского туризма.

Выставка методической литературы о туризме.

3. Работа с родителями.

  1. День сотрудничества (консультирование родителей вместе с ребенком, показ элементов туризма, игры на воде (преодоление водных преград - инструктор по плаванию), спортивные и подвижные игры в лесу - (физинструктор), нетрадиционные способы оздоровления в походе - медсестра.
  2. Информационный стенд "Игры в походе", "Чем заняты туристы”, “Самарская Лука – жемчужина нашей области”.
  3. Подготовка и проведение встречи "За круглым столом" - опыт семейного воспитания по теме "Путешествуем семьей"
  4. Фотоальбомы, стенгазеты, фоторепортажи, спортивные дневники из опыта семейного воспитания "Добрые традиции семьи".
  5. Выпуск газеты “Семейный поход”.
  6. Организация семейных походов по Самарской Луке.

4. Сотрудничество с внешними партнерами.

Большую поддержку оказывает нам центр детского и юношеского туризма "Эдельвейс" (предоставление туристического оборудования, организация судейства на этапах, совместные походы с родителями по плану школы), ТОС 2 (предоставление площадки для проведения внутриквартальных соревнований), Общественный Фонд Тольятти (грант в 2007 году проект "Гора Здоровья").

Этапы работы по детскому туризму

На 1 этапе мы накапливаем знания о туризме (оздоровительная роль туризма, “Как мы путешествуем семьёй”, словарь юного туриста, фото выставки, встречи с туристами школ, экскурсии); от познавательных занятий “Самарская Лука – жемчужина нашей области” (легенды, игры, песни, загадки, стихи), переходим к формированию умений: лазанье по канату, шесту, гимнастической стенке, верёвочной лестнице. Упражнения в висах и упорах; подтягивание. Упражнения в парах, с эспандером, на тренажерах, велосипедах. Переправа по бревну. Метание в цель, даль, с утяжелителями 200 гр - 1 кг. Укладка рюкзака. Компас и карта.

На 2 этапе организуем совместные прогулки с родителями ("Путешествие по белой тропе"), формируем первоначальные туристические навыки: правила поведения туристов в походе; основы безопасности, оказание первой помощи в походе, ориентирование по плану-карте, обозначь на карте-схеме, где ты находишься, обозначь на карте ориентиры, которые прошли, определение расстояния на местности на глаз, “Найди клад”. Лыжная подготовка туриста.

Родословие “Мы в Тольятти родились и на славу удались”, “Древо семьи”, “История моей семьи”; фамилии, имена моего рода, профессии, селения, традиции, реликвии семьи. Земляки. Природа моего края.

Проводим специальные виды упражнений: эстафеты туристические, эстафеты с лазанием, перетягивание каната, вытолкни из круга, челночный бег на подъёме и спуске, подъём и спуск с горы бегом, на лыжах. Быстрая ходьба по 6 человек с переноской “пострадавшего зайца 6 кг” - 10 м.)

На 3 этапе продолжаем формирование туристических навыков. Песни, речёвки, кроссворды, игры по технике туризма. Вязка узлов, виды костра, переноска пострадавшего, обработка ран, наложение повязок; топографическая подготовка туриста, преодоление естественных препятствий в походе, виды переправ. Организация страховки и само страховки. Спуск, подъём, узлы. Ходьба, длительный бег, бег с препятствиями, по пересеченной местности. Круговая тренировка, эстафеты: “К походу готов”, “Туристы на учениях”. Челночный бег с максимальной скоростью. Основы безопасности в природной среде.

На 4 этапе закрепляем полученные туристические навыки: подготовка снаряжения “Что возьмём с собой в поход”, укладка рюкзака, личное снаряжение и уход за ним, установка палатки, разработка маршрутов, план местности, туристические знаки, установка палатки, составление меню. Передвижение с рюкзаком вес 500 г. – 1 кг. по пересечённой местности 2 км. Способы транспортировки пострадавшего. Лазание по верёвочной лестнице, скальной стенке, преодоление навесной переправы, оказание первой помощи в походе. Определение по деревьям, муравейнику, где север, юг. Полоса препятствий туристов. Организация биваков и охрана природы. Виды туристского ориентирования. Горы Самарской области; виды туризма – фото презентации; походы с родителями.

Результативность работы

Как результат нашей работы у детей сформировано осознанное отношение к своему здоровью; дети научились способам оказания доврачебной помощи, ориентирования на местности, бережному отношению к растительному и животному миру. Повысилась экологическая культура.

Что еще немаловажно: в известных нам программах по физическому воспитанию мало уделено внимания такому виду движения, как лазание. Занимаясь туризмом, дети в полной мере освоили разнообразные виды лазания, перелезание, подлезание, ползания по наклонным поверхностям, скальным стенкам, по тренажеру "Паутина", спортивным комплексам на спортивной площадке, по навесной переправе. Все это позволило укрепить все группы мышц, улучшило координацию движений детей, ориентировку в пространстве, силу и выносливость детей.

Родители больше заботятся о здоровом образе жизни, познакомились с элементами детского туризма, как средством совместного здорового семейного отдыха; получили знания о простейших навыках безопасного туризма, получили дополнительные педагогические знания по вопросу физического воспитания дошкольника, научились проводить совместные подвижные и спортивные игры с ребенком. Увеличилась массовость посещения спортивных мероприятий, спортивных секций вне детского сада.

Приложение № 1

“Темы и сюжеты туризма, как части занятия по физкультуре”

  • “Как мы путешествуем семьёй”.
  • Рюкзаки туристы взяли.

Каким должен быть турист.

  • Вдоль по Волге матушке реке.
  • Птицы, звери, рыбы родного края.
  • “Самарская Лука – жемчужина нашей области” (легенды, игры, песни, загадки, стихи).
  • Тропинками туристов. Лекарственные и ядовитые растения.
  • Виды туризма: пешеходный, горный, водный, вело, мото, спелео.
  • Движение группы на маршруте.
  • Карта Самарской области.

Декабрь Горы Самарской области. Молодецкий курган.

  • Самоцветы горы здоровья. Найди клад по карте-схеме.
  • О ценностях здорового образа жизни.
  • Итоговое занятие Путешествие на гору здоровья.
    • Путешествие по белой тропе.
    • Новогодние приключения туристов.
    • Лыжная подготовка туристов.
    • Жизнь леса зимой.
    • Первая помощь в походе: ушиб, порез, обморожение.
    • В поход с Чингачгуком. “Найди клад”.
    • Виды переправ.
    • Правила поведения в походе. Т.Б.
    • Север, юг, восток и запад.
    • Смешарики идут в поход.
    • Сигналы опасности природы (шипы, колючки, яркая окраска).
    • Сколько шагов до дерева. Закаливание, гигиена туриста в походе.
    • “К походу готов”, “Туристы на учениях”.
    • Турслёт. Радуга в горах.
    • Костёр дружбы. Игры туристов. Установка палатки. Укладка рюкзака.
    • “Что возьмём с собой в поход”. (Коллаж из журналов)
    • Походная газета “Путешествуем семьёй”.

    Рис. 1. “Здравствуйте туристы!”

    Рис. 3. Виды костра “Шалаш”

    Рис. 4. Маршрутная карта

    Рис. 5. “Колодец”

    Рис. 6. “Туристский завтрак на траве”

    Рис.7 “Дом туриста – палатка”

    Рис. 8. Этот узелок мы назвали “Барашек”

    Рис. 9. Узел туристический, как восьмёрка

    Рис. 10. “Паутина” - этап подготовки туриста

    Рис. 11 “Мы в Тольятти родились и на славу удались”

    Туристы солнышка восход встречают утром песнями.

    Турист идёт в большой поход дорогами чудесными.

    Инструктор по физической культуре

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 000». Краснодар.

    Номинация: здоровьесберегающие подходы к учебно-воспитательной работе.

    Мини-походы по территории детского сада

    для детей 5-7 лет

    в условиях южного региона

    Краснодар

    Опыт затрагивает актуальную проблему одновре­менного развития двигательных и умственных способностей детей в про­цессе физического воспитания, что к сожалению, ещё не получило должного признания и применения в дошкольных образовательных учреждениях. Тематические прогулки по туристической тропе, разработанные автором, по­вышают уровень двигательной активности и познавательные способности детей на фоне общения с природой. Туристические прогулки интересны и дос­тупны детям по содержанию; дополнены речевым материалом народной пе­дагогики: пословицами, поговорками, загадками.

    Подбор физических упражнений соответствует возрасту и уровню физиче­ской подготовленности детей, а также региональными условиями: времени года, погодным условиям, физкультурно-развивающей среде учреждения. В опыте представлены различные варианты сочетания двигательной активности детей с решением образовательных и воспитательных задач. В процессе проведения туристических прогулок по экологической тропе на фоне высокой двигательной активности педагог успешно решает задачи умствен­ного, эстетического и экологического воспитания детей. Результативность работы инструктора по физической культуре заключается в целостности и систематичности, приобретаемых воспитанниками навыков и умений в освоении физических упражнений, способствующих повышению адаптационных возможностей детского организма и уровня двигательной ак­тивности.

    Чтоб не измучилось дитя, учи его всему шутя.

    Инструктор физической культуры, воспитатель высшей категории МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 000».

    В детском саду работаю 10 лет. Из них 5 лет-воспитателем, 5-инструктором физической культуры. Имею высшую категорию, участник окружного конкурса «Воспитатель года 2004» и городского конкурса «Педагогический турнир 2009». Большое внимание уделяю развитию творческих способностей посредством сюжетных занятий по физической культуре у детей дошкольного возраста.

    Туристические прогулки стали неотъемлемой частью моей работы в этом направлении, и помогают организовать территорию детского сада так, чтобы выходящим на прогулку детям захотелось ползать, бегать, лазать, прыгать, раскачиваться, бороться и преодолевать препятствия, развиваться физически и нравственно. Процесс подготовки и проведения мини-походов вызывает оживление у детей любой возрастной группы, сплачивает, и, безусловно, является благоприятной почвой для формирования у детей устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, основ здорового образа жизни.

    Этот сборник для тех, кто любит детей и старается дарить им самое лучшее!

    1. Ценность, объективные причины оригинального подхода к оздоровлению дошкольников посредством мини-походов в условиях южного региона.

    2.План туристических прогулок в режиме дня детского сада

    3.Схема «Тропы здоровья». Описание маршрутов.

    4. Перспективный план мини-походов на год для детей 5-7 лет

    5.Примерные конспекты мини-походов с учётом сезонных изменений.

    1. Ценность, объективные причины оригинального подхода к оздоровлению

    дошкольников посредством мини-походов в условиях южного региона.

    Туризм - одна из форм физического воспитания детей, которая обладает всеми необходимыми компонентами для сохранения и укрепления здоровья. Это - общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность.

    Такая форма работы вполне приемлема с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада. Посещая семинары педагога-новатора, меня заинтересовала его мысль о нерациональном использовании территории участка детского сада в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. В каждом детском учреждении есть свободные пространства на территории: дорожки, место за верандами , лужайки, затенённые цветники. Чаще всего они пустуют. Для решения этой проблемы в нашем детском саду была создана творческая группа педагогов с привлечением родительской общественности. В результате совместной деятельности родилась идея создания и оборудования «Тропы здоровья». Она включает в себя беговую дорожку, полосу препятствий - «терренкур», комплекс для метания и лазания, «Поляна сказок», уголок леса, «Дорожки здоровья» с разметками для разных видов ходьбы, прыжков и бега. Таким образом, мы решили проблему отсутствия стадиона в детском саду. «Тропа здоровья» для мини-походов делится на участки от 2 до 5 метров, которые имеют разное покрытие:

    · травяное

    · песчаную поверхность

    · поверхность с галькой, отсевом

    · беговая дорожка-с дренажным слоем от застоя влаги.

    Данный маршрут начинается от калитки, проходит по территории, и продолжается за верандами, достигая 400 –600 метров.

    Различают туристический поход и туристическую прогулку. Первое-это достаточно высокие физические нагрузки и навыки. А второе-кратковременное (до 3-6 часов) пребывание в природных условиях и овладение элементарными туристическими навыками.

    Цель этих прогулок -- оздоровление организма детей, формирование выносливости, развитие функции сердечно - сосудистой системы, активизация дыхания, повышение нервно-мышечного тонуса, укрепление мышц нижних конечностей. Во время пешеходной прогулки приобретается навык ориентировки на местности, умение разбираться в карте-схеме маршрута, прививается любовь к родной природе, к земле. Предстоящая туристическая прогулка вызывает много положительных эмоций - ребята относятся к нему с восторженным интересом. Каждый поход имеет и так называемый сюрпризный момент: какое-либо неожиданное задание детям или интересную встречу (с Лесовичком, гномом, ёжиком, лисичкой и т. д.). Прогулки должны сопровождаться правильным дыханием, хорошим настроением, появлением ощущения «мышечной радости» к концу пути. Настоящая походная деятельность для дошкольников еще не доступна. Но при подготовке и проведении туристических прогулок, и в процессе общения с детьми, педагог употребляет термин «Поход». Туризм в детском саду-это большая серьёзная игра, внутри которой присутствуют другие игры. Во время движения детям нравится играть, например, в «Слова-рифмы», «Города» (см. приложение «Игры по ходу движения» и т. д.). Игра сопровождает и выполнение полученного задания, и подведение итогов.

    Каждая туристическая прогулка ставит перед собой определенные задачи. Нашу «Тропу здоровья» мы используем не только на занятиях, но и как один из элементов работы с детьми во время приёма на свежем воздухе, на прогулке, в вечернее время. Эта работа нашла своё отражение в плане оздоровительно-профилактической работы каждой возрастной группы.
    Туристическая прогулка может преследовать экологические цели-- ознакомление с природой, воспитание бережного отношения к ней, оказание помощи в ее охране и защите. Интеграция развития речи дошкольников с туристической прогулкой, театрализованная деятельность на свежем воздухе -также новое решение проблемы оздоровления детей. Но главной целью и задачей мини-походов всегда является оздоровление детей, т. к. от обычной познавательной экскурсии туристическую прогулку отличает насыщенная двигательная деятельность детей (не менее 80%).
    При определении физической нагрузки учитывается ряд факторов: возраст детей, уровень их двигательной активности и подготовленности, состояние здоровья, вид туристической прогулки, погодные и климатические условия.
    Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад показало, что папы и мамы зачастую мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Некоторые родители оберегают своих малышей от физических усилий (“не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди”), даже от здорового соперничества в подвижных играх. Поэтому необходимо систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, включая теоретические и практические знания о целях, задачах и формах физкультурно-оздоровительной работы с детьми в ДОУ.

    Родителей нашего детского сада мы знакомим с маршрутами здоровья детей соответственно возрасту, проводим циклы семинаров-практикумов с показом практической работы педагогов.

    Вариант алгоритма проведения пешей прогулки.

      переход к месту отдыха с преодолением разных естественных препятствий наблюдение в природе и сбор природного материала беседа о лесе с использованием художественного слова и разных вопросов к детям выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, зверят, насекомых) подвижные и дидактические игры физкультурное занятие или комплекс игр и физических упражнений комплекс упражнений общеразвивающего воздействия, проводимых в игровой форме упражнения на полосе препятствий (пеньки, ветки, горки) самостоятельные игры (на привале) игровые упражнения, подобранные с учётом уровня развития двигательной активности детей.

    В зависимости от сезонных и погодных условий определяются цель и задачи. При подборе упражнений необходимо учитывать индивидуальные возможности детей, их настроение.

    Каждый мини-поход включает три этапа.

    1 этап--подготовка

    2 этап--проведение

    3 этап-подведение итогов

    Одевание по сезону.

    Обращение к родителям, рассказ о предстоящей прогулке.

    Рисование эмблемы.

    Подготовка снаряжения

    Прохождение намеченного маршрута.

    Действия в соответствии с темой прогулки.

    Наблюдение.

    Составление мини-отчёта о прогулке (рисунки, поделки, рассказы и др.)

    Заседание в клубе «Юных путешественников» (в день мини-похода во второй половине дня).

    Структура мини-похода.

    Первая часть -вводная длительностью до 5 минут.

    Цель-сообщить задачи и краткое содержание предстоящей деятельности (в случае необходимости), проверить состояние личного снаряжения и готовность к походу.

    Вторая часть -движение по разработанному маршруту (до 40 минут). Этот этап включает от одного до трёх (в зависимости от физической подготовленности, сезона, погоды) переходов с кратковременными (5-10 мин) привалами для отдыха (разные виды ходьбы, общеразвивающие упражнения, полоса препятствий, основные виды движений: метание, бег, лазание и т. д.).

    Третья часть -включаются несколько подвижных игр или игровых упражнений, следующих одно за другим, что тренирует в быстром переключении с одного двигательного задания на другое, формирует ловкость, быстроту, координацию (до 15 минут). Например, преодоление паутины (из верёвок), затем «Лесные ловишки», «К дереву беги». В зимний период года сокращается длительность отдыха на привалах, заменяются движения по сезону (ходьба по траве-ходьба по глубокому снегу; ходьба по узкой дорожке-ходьба «след в след») Хочется подчеркнуть, что в условиях нашего региона большая часть зимы проходит без наличия снега, что позволяет не сокращать содержание двигательной деятельности, а после продолжительного движения предоставить возможность длительного привала (посидеть на пенёчке, коврике, разбить палатку, организовать большой общий «стол» с нехитрым продовольствием, где каждый может позаботиться о друге).

    Периодически воспитатели проводят цикл бесед, сюжетно-ролевую игру «Туристическое агентство», на которых дети получают необходимые знания о туризме и предстоящих походах. Овладевают специальными терминами: турист, палатка, привал, маршрут, карта. С целью повышения интереса детей к занятиям туризмом и закрепления приобретённых умений и навыков могут быть проведены спортивные игры-развлечения. Зимой-катание с горки, лепка снеговика, снежный лабиринт. Летом-игры с мячом и ракеткой, хоккей на траве и т. д.

    В проведении прогулок-походов участвуют инструктор Ф. К. и воспитатели групп в первой половине дня за счёт времени, отведённого на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе, что позволит детям реализовать свою потребность в ежедневной двигательной активности. А регулярное проведение занятий на открытом воздухе, постоянно меняющиеся метеорологические условия: температура, влажность , ветер, в сочетании с физическими упражнениями оказывают комплексное закаливающее влияние на организм детей. Высокая двигательная активность на воздухе усиливает работоспособность сердца и лёгких детей, обеспечивает повышенное насыщение кислородом органов и тканей, стимулирует и совершенствует деятельность центральной нервной системы.

    После высокой двигательной активности на занятии прогулка должна быть спокойной. Но, как показывают наблюдения, физкультурные занятия в начале прогулки стимулируют самостоятельную деятельность детей: они чаще используют физкультурные пособия на участке, организуют подвижные игры. В холодное время года занятие проводится в конце прогулки, чтобы дети после активной мышечной деятельности оказались в помещении.

    Очень хочется, чтобы двор стал не просто местом положенной по расписанию прогулки, но и двигательной средой. Такую среду ещё можно назвать пространством, которое с одной стороны провоцирует на разнообразную двигательную деятельность, а с другой-затрудняет её, даёт право выбора-по силам, по интересам, по возможностям.

    «Рецепты» организации пеших прогулок-походов:

    1. Целесообразно сделать по маршруту насыпные горки из естественного грунта различной протяжённости и высоты. Детям очень интересно подниматься и спускаться с таких горок бегом, как будто включаются какие-то древние механизмы.

    2. Что метать в мишени? Мячи, шишки, разнообразные «гранаты», снежки. Хорошо, когда при попадании, мишень переворачивается или закрывается. Это поддерживает интерес детей. Так же нужен жёлоб, чтобы метательные снаряды возвращались назад.

    3. Как соорудить комплекс для лазания? Один из простых способов лазания – «паутина»--

    это физкультурный комплекс, сделанный из верёвок, резинки с опорой на 3-4 столба,

    или между стволами деревьев.

    4. Для организации прыжков в естественных природных условиях можно использовать

    разной высоты пеньки с набитыми крышками – «мухоморы».

    5. Поляну сказок можно использовать для проведения вводной части, разминки, различных имитационных движений.

    6. Уголок леса идеально подходит для организации привала в середине или в конце пути с разбитием палаток.

    Все эти сооружения из мишеней, горок, брёвен, пней и прочего нужно устанавливать постепенно, посмотреть, как работает, внести изменения и только тогда вносить усложнения или дополнения. Не сразу на века строить, а наблюдать и совершенствовать. От чего-то отказываться, что-то изменять. И, самое главное, всегда помнить о безопасности оборудования.

    Сейчас много гипервозбудимых детей. После активной деятельности таким детям, чтобы снять расторможенность, нужны упражнения требующие уравновешенности. Самое простое – упражнение в равновесии. Прошёл по буму, удержал баланс-значит успокоился!

    Нам всё больше и больше нравится тема туристических прогулок, т. к. благодаря ей нам стали не страшны ни дождь, ни ветер. Мы можем заниматься и под небольшим дождём с зонтиками, и на крылечке детского сада, спешить на воздух, если там не очень ветрено и морозно. Впереди много неизведанного: игры по ориентированию на местности, знаки туристской маркировки, узлы для дошколят и много другого.

    Большую роль играют физкультурные праздники (совместные с родителями и детьми). Чаще всего содержание физкультурных праздников согласуется с сезонными явлениями.

    Осень:

    Зима:

    Весна:

    “Здравствуй масленица!” (весенний спортивный праздник, построенный на народных играх, забавах);

    “А ну-ка, девочки.”; (совместный с родителями и детьми праздник, включающий в себя конкурсы, эстафеты);

    «Славься, славься, День Победы!»--туристский слёт (1.туристкая полоса препятствий; 2.соревнования по ориентированию)

    “Всё наоборот.” - первоапрельский весёлый спортивный праздник;

    “День мяча”

    Традиционное итоговое мероприятие по мини-походам проходит в начале мая, приурочено оно обычно к великому празднику День Победы, в виде туристического слёта. К этому времени дети уже приобрели опыт туриста, у них есть определённые знания и навыки.

    В физкультурных праздниках и развлечениях я обратилась к теме истории спорта, для того чтобы познакомить детей с зарождением Олимпийских игр в Афинах, с современными видами спорта, с идеалами Олимпийского движения. По-моему мнению это должно заложить в сознании ребят интерес и уважение к занятиям физкультурой.

    Важно подчеркнуть, что нравственный аспект является безусловной основой туризма и краеведения. Создавать нравственную атмосферу помогают правила, девизы, речёвки, кубанские народные игры, пословицы, основанные на казачьих традициях: «Казак без коня что солдат без ружья», «Назвался туристом-надевай рюкзак», «Кончил дело-помоги товарищу», «Хорошие туристы не лежат на диване», «Терпи казак, атаманом будешь», «Сорили другие-уберём мы», «После нас лучше (чище), чем до нас», «Слушаем тишину-учимся слушать музыку природы». (так же см. приложение)

    Таким образом, используя мини-походы, мы решаем важную задачу - воспитание человека деятельного, инициативного, способного найти выход из создавшихся трудностей, помогаем благополучно войти в социум в будущем, формируем жизненную позицию, привычку к здоровому образу жизни, укрепляем и закаляем растущий организм наших воспитанников, тем более, что двигательная деятельность детей осуществляется в занимательных условиях игры, следовательно, на положительном эмоциональном фоне.

    2. План ТУРИСТИЧЕСКИХ ПРОГУЛОК В РЕЖИМЕ ДНЯ ДЕТСКОГО САДА № 000

    Время по режиму

    Методическое обеспечение

    Ответственные

    Физкультурные занятия на свежем воздухе (по учебному плану)

    По режиму дня

    В течение года с учётом сезонности, по расписанию

    Воспитате-

    ли, инструктор ФК

    Игровая программа «Туристические прогулки-терренкур»

    На прогулке

    П/игры в соответствие перспективному плану, картотеки

    Пн.: 10.30-10.50-г.№2

    11.00-11.30-г.№1,4

    Вт .: 10.30-10.50-г.№9

    11.30-12.00-г№6,10

    Ср : 11.30-12.00-г№7

    Чт: 11.30-12.00--г№8

    Пт : 11.30-12.00-№5,11

    Воспитате-

    Игры и игровые упражнения на развитие ОВД и физических качеств на полосе препятст-вий, в уголке леса

    Во время Ф. З. на воздухе, на прогулке в 1 и 2 половине дня

    Картотеки в соответствие календарному плану

    В течение года в зависимости от поставленных задач

    Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство»

    По календарному плану группы

    Обруч, 4/2009 г., с.34-35

    Долгосрочно, со средней группы

    1 раз в мес.

    Воспитате-ли.

    Вовлечение семьи в работу с ребёнком (самостоятельная ДА ребёнка и родителя)

    Утро (перед приёмом)

    Вечер (перед уходом домой)

    Консультации для родителей (индивидуальные, групповые)

    В течение года

    Воспитате-ли, инструктор Ф. К.

    3. Схема «Тропы здоровья», описание маршрутов.

    https://pandia.ru/text/78/377/images/image007_39.jpg" width="634" height="940">
    4. Перспективный план мини-походов для детей 5-7 лет.

    № п/п

    Тема занятия

    Сроки проведения

    Ответственные

    «Мы--туристы»

    2 неделя сентября

    воспитатели

    «Путешествие в осенний лес»

    3 неделя сентября

    инструктор

    «Осенняя экскурсия»

    1 неделя октября

    инструктор

    «Лесные приключения»

    4 неделя октября

    инструктор

    «Хочу стать ловким»

    1 неделя ноября

    воспитатели

    «Осенний букет для мамы»

    2 неделя ноября

    воспитатели

    «Готовимся к зиме»

    1 неделя декабря

    воспитатели

    «Зимой на воздухе»

    2 неделя января

    инструктор

    «Зимние забавы на санках»

    3неделя января

    воспитатели

    «Взятие снежной крепости»

    1 неделя февраля

    инструктор

    «Дорожные знаки»

    1 неделя марта

    Воспитатель

    «К бабушке пешком»

    2 неделя марта

    Инструктор

    «Путешествие в зоопарк»

    2 неделя апреля

    Инструктор

    «Мы идём в поход»

    4 неделя апреля

    Воспитатели

    «Путешествие за кладом»

    1 неделя мая

    Инструктор

    «Среди красок природы»

    3 неделя мая

    воспитатели

    Мини-поход «Лесные приключения» (5-7 лет)

    Вид: спортивно-тренировочный.

    Цель: обучение преодолению естественных препятствий.

    Задачи:

    · Бег с изменением направления; отработать корригирующие упражнения на осанку, ходьбу на полусогнутых ногах; научиться выполнять гимнастические упражнения и основные виды движения чётко, правильно, всегда следить за положением осанки; соблюдать дистанцию при выполнении основных упражнений поточным способом; развивать выносливость при циклических упражнениях;

      Развивать доказательную речь.

    · Прививать любовь ко всему живому на земле, сочувствовать и помогать в трудную минуту.

      Совершенствовать формы общественного поведения в совместной деятельности (очистить поляну от мусора, накрыть «стол» для всей группы)

    Инвентарь : рюкзаки по количеству детей с бутылкой воды, вафлей. Подстилка, палатка для привала. Теремок, бабочка, лягушка, зайчик, волк, медведь. Корзины с шишками, 3 красных флажка. «Паутина» из резинки-2 шт., много небольших игрушек. Оригами голубь-по количеству детей.

    1 часть. Вводная часть.

    Инструктор : Мальчики и девочки, сегодня ночью мне приснился интересный сон: мы с вами оказались в большом, густом лесу. Вы уже догадались, что я хочу предложить вам отправиться в мой сон. Итак, сегодня мы побываем на живописном озере и поиграем в растения, насекомых, птиц и животных. Поэтому сегодня мы отправимся в поход. Вы хотите отправиться в поход? А как надо вести себя в походе? (Ответы детей). Инструктор: Поход дело серьёзное. Мы должны быть собранными, дружными. Берите свои рюкзаки с водичкой и отправляемся в путь. Станьте в колонну по 1. Песню запевай! (Поём песню «Если с другом вышел в путь»).

    Ход занятия.

    II часть. Остановка на «Поляне сказок».

    Инструктор : Жил-был Зелёный Лес. Это был не просто Зелёный Лес, а поющий зелёный лес. Берёзы там пели нежные песни, дубы-песни дубов. Пела речка, но звонче всех пели, конечно, птицы. Синицы пели синие песни, а малиновки-малиновые. Но сегодня в этом сказочном лесу случилась беда. Злой волшебник заколдовал всё живое: зверей, птиц, деревья, кусты. Ребята, мы поможем сказочному лесу? (Да). Тогда в путь! Пойдём в лес по тропинке, которая должна нас вывести на поляну, полную света и тепла. (колонной по 1 дети идут друг за другом на разминку).

    Инструктор: Оглянитесь вокруг, какой высоты становится трава! Значит лесное озеро уже близко. (Дети кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, голову чуть-чуть наклоняют вниз и идут друг за другом)-1 круг.

    Инструктор: На пути показались большие деревья! (Дети, подняв руки вверх, на носках идут колонной).

    Инструктор : Постепенно приходится осматривать и ощупывать дорогу перед собой. Выбрасываем то левую, то правую ногу в сторону, продвигаясь вперёд.

    Инструктор : Ну что же, мы всё проверили. Идём шагом! (1 круг) Глубоко вдыхаем лесной воздух и говорим «АУ» .

    Инструктор : Ребята, тихо-тихо мы подышим, сердце мы своё услышим. Тук-тук-тук. Представьте, что у вас вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Давайте немного этого тепла и света пошлём сказочной поляне. (Дети выносят руки от груди вперёд ладонями вверх). Молодцы!

    Инструктор : Ребята, лесок стал оживать. Но что я вижу-теремок. Кто в тереме живёт? –бабочка. Давайте ей, как договаривались, кусочек тепла от своего сердца (руки вперёд).

    Бабочка : Как прекрасно жить на свете, вы согласны со мной дети? (Да). Тогда летите за мной! (бег со взмахами)

    Инструктор : А это кто? Лягушка! Отдайте ей кусочек своего тепла, она смотрит на нас, она живая, прыгаем вперёд! (на 2х ногах, на 1й ноге).

    Инструктор : А вот мышка куда-то пропала! Её не хватает в этой сказке. Но зато на нашем пути встретился зайчик! Зайчик, что ты умеешь делать? Лапкой умываться,(растирают нос), чисто вытираться,(растирают лоб), гребешком чесаться.(гребнем по волосам) (самомассаж ) Подарите ему кусочек тепла.

    Инструктор: А это волк - зубами щёлк. Он за нами гонится, бежим по дорожке большими шагами. (1 круг). Всё, погоня закончилась. Скорее давайте ему кусочек своего доброго сердца. Он вам говорит спасибо! (Дыхательное упражнение «Веер»--ох-ох-ох-обмахиваясь руками)

    А вот и медведь. Что он сделал в сказке? (Развалил дом). Правильно. Скорее ему посылайте кусочек своего доброго сердца. И нам пора к новым приключениям! Пройдём 1 круг и взмахивая то правой, то левой рукой, скажем «До свидания!».

    2. Переход на лабиринт.

    А теперь покажем зверям, какие мы сильные и умелые! Нас ждут забавные « физкультуринки».

    Общеразвивающие упражнения с использованием лабиринта.

    1. «Посмотрим по сторонам »--Ип: упор лёжа на лабиринте. Повороты головы в стороны, вверх-вниз.

    2. «Накачаем воду в озеро »--Ип: то же. Отжимания от лабиринта (Хлюп-хлюп)

    3. Любопытная Варвара. (Присесть-держась за лабиринт, встать, поднявшись на носки, руку козырьком ко лбу, что видите?)

    4. «Розовые пяточки»-- голову наклонять пониже при сгибании рук в локтях, при этом поднимать поочерёдно повыше ногу в небо.

    5.Сердитый шлагбаум -не пропускает непослушный автобус! Стоя боком к лабиринту, с опорой на него рукой, отведение 1й ноги в сторону со словами «Не пущу, не пущу! Красный свет, хода нет!» (Затем поворот в другую сторону). Спросить «А вы не переходите на красный свет? И на велосипеде не ездите на красный свет? И на роликах? Никогда не переходите на красный свет!».

    6. Коровки и бычки . А вот коровки и бычки этого не знают. Стали у дороги и мычат «Му-му!» (1 ногу закинуть на лабиринт, стоя к нему спиной, на другой слегка приседать. Из руки изобразить рога. Поменять ногу.)

    7.Непослушная нога делает, что ей хочется! Пока бычки переходили через дорогу, у нас развязались шнурки! (Занос ноги на лабиринт, стоя к нему лицом).Поменять ноги 3-4 раза.

    8. Трусливые зайцы . А вот и трусливые зайцы хотят перейти через дорогу, но не знают как. Шныряют туда-сюда! (Лазанье под лабиринт). А голодный волк ходит, ищет их (Инструктор изображает голодного волка)

    9. А вот и мышка, которая потерялась на поляне сказок. Мышиный хоровод. (сначала ходьба вокруг лабиринта на носках, бег по лабиринту).

    1) Проверка на ловкость. (Бег по прямой, затем змейкой между рюкзаками, разложенными на расстоянии 50 см на беговой дорожке)

    2) Обратно ходьба по полосе препятствий-2-3 раза. На кочках спрыгивание и запрыгивание.

    3) Метание шишками с расстояния 4-5 м (от флажка) правой и левой рукой.

    Инструктор : Мы показали свою ловкость и силу. Давайте играть и веселиться. .Берите рюкзаки и идём дальше.

    Говорят речёвку на ходу: «Мы-туристы».

    Кто шагает дружно в ряд?

    Наш детсадовский отряд.

    Мы хотим быть смелыми,

    здоровыми, умелыми!»

    3 часть. Игры.

    Инструктор. Смотрите, какую паутину сплёл сказочный паук, даже две, одну для девочек, а другую для мальчиков и нам через неё надо пробраться. Задевать нельзя даже косичками! Не запутайтесь. По очереди, берегите друга.

    Инструктор. В этом лесу много разных игрушек. Вы должны бегать так, чтобы не задеть ни один предмет. Кто задел, выходит из игры. (До победителя).-2-3 раза.

    Инструктор : Ребята, посмотрите вокруг, какой всё-таки лес красивый! Вы сегодня спасли всё живое от злого волшебника своим добром и любовью. Голубь-символ мира. Возьмите их на память себе домой.

    4 часть. Привал.

    А теперь привал или по - другому отдых! Разобьём палатку, расстелем покрывало! («Завтрак на траве»).

    Мини-поход «Зимние забавы-взятие крепости» (5-7 лет)

    Вид : познавательный.

    Цель : знакомство с историческими праздниками родной страны-Днём защитника Отечества в рамках военно-патриотического месячника.

    Задачи:

    · Упражнять детей в умении регулировать ширину шага при ходьбе, развивать чувство равновесия. Совершенствовать технику метания в необычной обстановке.

    · Приучать детей выполнять знакомые движения в тревожной ситуации.

    · Обучать элементам ориентирования на местности по компасу.

    · Развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды и почвы.

    · Развивать умственную операцию сравнения при отгадывании загадок. Активизировать словарь в соответствии с лексической темой «Зима. Зимние забавы».

    · Воспитывать патриотизм, чувство товарищества и коллективизма.

    Инвентарь : санки, компас, карточки с загадками, знамя, снежная крепость, снежки или мешочки, снежные горки.

    I часть. Вводная.

    Оснащение занятия: Рюкзаки, бублики, любимая игрушка, оборудование полосы препятствий: лягушатник, паутина. Персонажи: игрушка лесовичок и бабушка. 10 клубочков синего и красного цвета, корзина с соком. Пластиковая бутылка, карта, карточки со схемой задания.

    Ход занятия

    Предварительная работа: беседы с детьми о семье, о бабушках. Каждый ребенок в группе должен рассказать о своей бабушке. Для этого педагог предлагает детям рассмотреть семейные фотографии, обсуждает с ними, кто на кого похож.

    Что же такое семья? (Ответы детей).

    Как вы думаете, мы с вами можем быть семьёй? (Ответы детей).

    Педагог подводит детей к мысли, что семья-это родные люди: мама, папа, бабушка, дедушка и т. д. Это родственники, мы их любим и дорожим ими.

    В одной семье существует несколько поколений:

    молодое-дети;

    среднее-мамы и папы;

    пожилое-бабушки и дедушки;

    старшие-прабабушки и прадедушки.

    Какое время года сейчас? А месяц? Что за праздник отмечает вся страна 8 марта ? (Ответы детей). Вот и мы с вами сегодня отправимся в поход, в гости к моей бабушке. Бабушка живёт далеко, на пути нас ждут преграды и задания. И поможет нам её найти карта, о которой мне рассказал Старичок-лесовичок. Но сначала мы уложим рюкзаки для похода.

    «Уложи рюкзак»

    На групповой площадке группа разбивается на две-три команды и выстраивается на линии старта в две-три колонны. На старте размещаются вещи (коврик, куртка, фляжка, котелок, кеды, кружка и пр.), которые необходимо уложить в рюкзак, находящийся в 15-20 м от игроков. Число вещей должно соответствовать числу участников игры. Игрокам дают возможность рассмот­реть вещи и договориться о последовательности укладки рюк­зака.

    По сигналу педагога капитаны подбегают к рюкзаку и укла­дывают в него взятую со старта вещь, наиболее подходящую для начала укладки. Затем возвращаются на старт и передают эста­фету касанием руки следующему игроку. Так по очереди каж­дый игрок продолжает укладывать рюкзак к походу. Последний в команде игрок, завершив укладку, приносит рюкзак на старт.

    Побеждает команда, которая правильно и быстро уложила рюкзак (вместе с детьми педагог проверяет оба рюкзака, анали­зирует ошибки).

    Оденьте рюкзаки, и пойдём скорее в наш лесочек. Он там нас ждёт. (Ребята отправляются в путь. По дороге общаются с педагогом).

    1 часть. Вводная . В уголке леса появляется игрушка Старичок-лесовичок:

    Это я-седой старик,

    Называюсь Лесовик.

    Этот лес я сторожу.

    За порядком здесь слежу.

    Инструктор и дети. Здравствуй, старичок-Лесовичок!

    Лесовичок . Здравствуйте, дети. Зачем пожаловали?

    Инструктор. Мы, дедушка, в лес пришли погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться природой. А также мы идём в гости к бабушке. Ты не знаешь, как нам её найти?

    Лесовичок . От мостика сделаете 5 шагов к берёзе, затем повернётесь направо сделаете 10 шагов к ёлке. Увидите лавочку, а под лавочкой-бутылочка волшебная. В ней –карта, рассмотрите её и узнаете, что вам делать и где живёт ваша бабушка. Только знайте, что вас ждут разные испытания. Ведь я хочу убедиться, что вы смелые и выносливые.

    Инструктор . Спасибо тебе, Лесовичок. (Выполняют задание. Найдя карту, рассматривают её. Решают куда идти).

    2 часть. Основная. План карты. (на карте цифрами обозначено место карточек-испытаний).

    1этап. Уголок леса . В соответствии со схемой, находят карточку с 1-м заданием: Назвать деревья вокруг. Игра «Раз, два, три, к названному дереву беги!». В ней надо по сигналу подбежав к дереву, рассмотреть его и рассказать, как изменился вид дерева по сравнению с прошлым походом.

    2 этап. На дорожках детского сада . На карточке изображён «Бег парой». Команды строятся за линией старта в колонну по 2. По сигналу бегут первые пары, взявшись за руки. Обегают деревья, возвращаются назад, передают эстафету касанием рук и становятся в конец колонны.

    3 этап. «Прыжки из вагона в вагон» (на асфальтовом рисунке). Колонна становятся по одному за линией старта. По сигналу участники с рюкзаком за спиной прыгают на 2х ногах из вагона в вагон (поточным способом)-2-3 раза.

    4 этап. «Поляна сказок». Прохождение «Лягушатника», изготовленного из сухих веток и прутьев и «Паутины», из верёвки с двумя-тремя резкими поворотами.

    5 этап. Полоса препятствий. (Пробежка по беговой дорожке с передачей эстафеты, ходьба змейкой между деревьями, бревно, метание шишек в вертикальную мишень)

    6 этап. Встреча с бабушкой , которая сидит в беседке. Она рада внучатам, и просит отгадать загадки:

    1) Не живая, а идёт,

    Не подвижна, а ведёт. (Дорога).

    2)Чёрен-да не ворон,

    Рогат-да не бык,

    Шесть ног-да без копыт. (Жук).

    3) Балерина пляшет,

    Вся искрится блёстками,

    Над цветками машет

    Лепестками пёстрыми. (Бабочка).

    3 часть. Заключительная.

    Бабушка. Хорошие, умные внучата. Приготовила я вам подарок, он в корзинке. Да вот совсем стара стала, забыла, где оставила. Давайте вместе искать, а помогут нам его найти клубочки синего и красного цвета, которые высыпались у меня из кармана по дорожке в детский сад. 5 синих –для мальчиков и 5 красных-для девочек. Побеждает команда, нашедшая первой корзинку. В ней-сок.

    Инструктор . Пора прощаться с бабушкой и Лесовичком. Давайте их поблагодарим за всё.

    Возвращение в детский сад.

    Список использованной литературы:

    1. «Двигательная активность ребёнка в детском саду»--М., 2000

    2. «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста-Таганрог, 2004

    3. «Физическое развитие ребёнка»--Спб: Речь, 2009

    4. «Занятия на тренажёрах»--М., 2009

    5. «Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста-М., 2003

    6. «Туристские прогулки в детском саду»-- М., 2004

    7. «Физическая культура – дошкольникам»--М., 2000

    8. «Физическая культура в дошкольном детстве»-- М., 2005

    9. «Зелёный огонёк здоровья»--М., 2009

    10. «Юный эколог»--М., 2002

    11. Журнал Обруч, 4/2009 г., с.34-35

    Сценарий проведения осенней

    туристской прогулки

    родителями и воспитателями.

    Цель:

    Вызвать положительный эмоционально - психологический настрой и получить запас бодрости.

    Задачи:

    · Совершенствовать двигательные способности детей, направленную на укрепления здоровья, развивать выносливость организма.

    · Способствовать освоению простейшими туристическими умениями и навыками: совершать пеший поход, двигаться в колонне по одному по установленной дистанции с рюкзаками; выполнять технически грамотно разнообразные несложные препятствия.

    · Развивать и обогащать словарный запас: слова–предметы: турист, палатка, котелок, рюкзак, компас; слова–определения и словосочетания: велосипедный, пеший, лыжный, водный, смелый; слова – действия: поход, привал, сбор, преодолевать.

    · Соблюдать правила безопасного поведения во время игр в природных условиях:

    · Избегать возможных травм во время подвижных игр (столкновений, подножек)

    · Уметь правильно падать

    · Оказывать первую помощь себе и другим (приложить холод, наложить повязку), позвать взрослых

    · Следить за чистотой поляны, не допускать засорения леса

    · Вести краеведческие наблюдения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сценарий проведения осенней

    туристской прогулки

    с детьми старшего дошкольного возраста,

    родителями и воспитателями.

    Цель:

    Вызвать положительный эмоционально - психологический настрой и получить запас бодрости.

    Задачи:

    • Совершенствовать двигательные способности детей, направленную на укрепления здоровья, развивать выносливость организма.
    • Способствовать освоению простейшими туристическими умениями и навыками: совершать пеший поход, двигаться в колонне по одному по установленной дистанции с рюкзаками; выполнять технически грамотно разнообразные несложные препятствия.
    • Развивать и обогащать словарный запас: слова–предметы: турист, палатка, котелок, рюкзак, компас; слова–определения и словосочетания: велосипедный, пеший, лыжный, водный, смелый; слова – действия: поход, привал, сбор, преодолевать.
    • Соблюдать правила безопасного поведения во время игр в природных условиях:
    • Избегать возможных травм во время подвижных игр (столкновений, подножек)
    • Уметь правильно падать
    • Оказывать первую помощь себе и другим (приложить холод, наложить повязку), позвать взрослых
    • Следить за чистотой поляны, не допускать засорения леса
    • Вести краеведческие наблюдения.
    • Выполнять социально значимую работу: в походе покормить птиц, очистить поляну, накрыть стол.

    ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

    ИНСТРУКТОР: Сегодня мы с Вами отправляемся в поход. Маршрут нашего похода – это место, которое всем вам известно – это Поляна сказок.

    Мы, будем, проходит проезжую часть, давайте вспомним правила перехода.

    Где нужно переходить дорогу?

    Если мы с вами пойдём в поход, то мы кто?

    Дети: Туристы!

    ИНСТРУКТОР: Какими должны быть туристы?

    Туристы – это сильные, выносливые, неунывающие люди, которые не боятся трудностей, многое умеют. Чтобы познать необъятные просторы родного края, они много путешествуют.

    Все готовы? Все собрали с собой в поход только самые необходимые вещи? Все тепло одеты? Никого не забыли? Тогда строимся парами и отправляемся в путь!

    НА МЕСТЕ:

    ИНСТРУКТОР: Ребята, наш поход не простой! Прежде, чем мы с вами дойдем до момента заветного привала, нам с вами нужно пройти несколько испытаний! Я хочу проверить насколько вы смелые, ловкие и быстрые! Поэтому я приготовила для вас специальные задания. За каждое задание вы получите часть картинки, по которой мы с вами определим, что же ждет нас в заключении нашего похода! Вы готовы?

    КАРТОЧКА 1

    Прежде чем мы с вами приступим к выполнению испытаний, нам нужно подготовиться и выполнить для этого туристскую разминку.

    Чтоб туризмом заниматься

    Надо вам, друзья, размяться

    Если утром ты зарядку

    Делать очень ленишься

    То в походе от нее

    Никуда не денешься!

    Мы готовы для похода.

    Поднимаем выше ноги.

    Руки ставим перед грудью,

    Разводить их резко будем

    С поворотом – раз-два-три.

    Не бездельничай, смотри!

    Мы активно отдыхаем

    То встаем, то приседаем!

    Раз-два-три-четыре-пять,

    Вот как надо отдыхать!

    КАРТОЧКА 2

    Эстафета «Кольцеброс».

    КАРТОЧКА 3

    1 . Я горячее храню,
    Я холодное храню,
    Я и печь, и холодильник
    Вам в походе заменю.
    (Термос)

    2. Наступит скоро лето,
    И люди будут класть
    Дорожные предметы
    В мою большую пасть.
    (Чемодан)

    3. В кармане моем –
    замечательный друг:
    Он знает, где север, и знает, где юг.
    (Компас)

    4. Два ремня висят на мне,
    Есть карманы на спине.
    А в поход пойдешь со мной –
    Я повисну за спиной.
    (Рюкзак)

    5. И от ветра, и от зноя,
    От дождя тебя укроет.
    А как спать в ней сладко!
    Что это?..
    (Палатка)

    6. Он в походе очень нужен,
    Он с кострами очень дружен.
    Можно в нем уху сварить,
    Чай и кофе вскипятить.
    (Котелок)

    7. Над рекой она склонилась,
    Ловко-ловко исхитрилась:
    Обменяла червяка
    На большого окунька.
    (Удочка)

    8. По лесам и по полям,
    Тащит больше, чем весит сам.
    (Турист)

    9. На привале нам помог:
    Суп варил, картошку пек.
    Для похода - хорошо,
    Но с собой не понесешь.
    (Костер)

    10. За тобою он плетется,
    Хоть на месте остается.
    (След)

    11. Все меня топчут,
    А я всем в пути -помощник.
    (Тропинка)

    12. Моря есть, а плавать нельзя,
    Дороги есть, а ехать нельзя,
    Земля есть, а пахать нельзя.
    Что это?
    (Карта)

    КАРТОЧКА 4

    Эстафета «Узелки». Кто завяжет больше узелков за определенное время (1 минута).

    КАРТОЧКА 5

    Карточки с правилами. Рассматриваем, обсуждаем.

    КАРТОЧКА 6

    Что в поход с собой возьмем,

    Если мы туда пойдем?

    Очень быстро отвечайте,

    Да смотрите не зевайте!

    Называю я предмет,

    Он подходит или нет?

    Если «да» - в ладоши хлопни,

    Если «нет» - ногами топни!

    Все понятно?

    Раз, два, три!

    Котелок, утюг, расческа,

    Пылесос, сачок и соска,

    Вездеход, бинокль, духи,

    Две засушенных блохи,

    Мяч, коньки и клюшка,

    Молоток, веревка, нож.

    Ну, а соль с собой возьмешь?

    КАРТОЧКА 7

    Эстафета «Трудная ноша». Пронести бутылку с водой на подносе.

    КАРТОЧКА 8

    Кто быстрее сварит суп. Дети по одному бегут и складывают в импровизированный котел картинки с изображением еды.

    ИНСТРУКТОР: Ну что дорогие ребята! Теперь вас можно назвать настоящими туристами, но прежде чем мы это сделаем, к нам в гости кое-кто пришел!

    Появляется леший.

    ЛЕШИЙ: Здравствуйте ребята! Я хранитель лесов и болот, зовут меня Леший! Я за вами наблюдал, увидел какие вы быстрые, ловкие, смелые! Настоящие туристы! А готовы ли вы дать клятву туриста?

    Тогда постройтесь в одну шеренгу. Итак, мы начинаем церемонию посвящения в туристы:

    «Мы, добровольно согласились на участие в этой церемонии, перед лесным царством торжественно клянемся:

    Не расставаться с рюкзаками, ложками, мисками и сгущенкой до самой старости; Клянетесь?

    До последнего бороться с консервными банками и прочим мусором в лесу; Клянетесь?

    Создавать себе трудности каждый день и мужественно их преодолевать; Клянетесь?

    Лес любить, по воде бродить, горы преодолевать; Клянетесь?

    Детский сад не пропускать; Клянетесь?

    А теперь три волшебных раза давайте скажем слово КЛЯНЕМСЯ!»

    Детям вручаются медали и дипломы

    ЛЕШИЙ: А у меня для вас, ребята, есть еще один сюрприз!

    Леший раздает конфеты детям

    ИНСТРУКТОР: Ну, что, ребята, пришло время приступить к самому интересному моменту нашего похода! Мы отправляемся на привал, где нас ждет пикник!

    ПРИВАЛ

    Время проверить, как вы умеет собираться в поход!

    Что в поход с собой возьмем,

    Если мы туда пойдем?

    Очень быстро отвечайте,

    Да смотрите не зевайте!

    Называю я предмет,

    Он подходит или нет?

    Если «да» - в ладоши хлопни,

    Если «нет» - ногами топни!

    Все понятно?

    Раз, два, три!

    Котелок, утюг, расческа,

    Пылесос, сачок и соска,

    Вездеход, бинокль, духи,

    Две засушенных блохи,

    Носовой платок, подушка, ласты,

    Мяч, коньки и клюшка,

    Молоток, веревка, нож.

    Ну, а соль с собой возьмешь?

    Спички, гвозди, шоколад – Вот и собран наш отряд!

    Предварительный просмотр:

    Диплом туриста

    2015 год

    Диплом туриста

    выдан настоящему туристу, который проявил ловкость, смекалку и отвагу.

    Показал свои знания и умения в таком нелегком деле, как поход!

    2015 год

    Диплом туриста

    выдан настоящему туристу, который проявил ловкость, смекалку и отвагу.

    Показал свои знания и умения в таком нелегком деле, как поход!

    2015 год

    Диплом туриста

    выдан настоящему туристу, который проявил ловкость, смекалку и отвагу.

    Показал свои знания и умения в таком нелегком деле, как поход!

    2015 год

    Диплом

    настоящего

    туриста

    Диплом

    настоящего

    туриста

    МБОУ «Центр образования № 23» отделение 1 Детский сад «Солнышко»

    Туристический поход

    по территории детского сада

    для детей подготовительной группы

    Санаева Наталья Владимировна

    Инструктор по физической культуре

    г.Новомосковск

    Цель.

    Знакомство с общей территорией детского сада (круговой обход)

    Путешествие по игровым площадкам, знакомство с игровым оборудованием (организация «привала» на площадках с веселыми играми)

    Прохождение заданного маршрута из точки начала маршрута в конечную точку (по карте с использованием рельефа местности)

    Путешествие на сказочную поляну (в форме спортивного развлечения)

    Задачи.

    Закрепление навыков безопасного поведения на природе.

    Воспитание бережного отношение к окружающей среде.

    Формирование основ здорового образа жизни.

    Ход.

    1. Прежде чем отправиться в поход, инструктор заходит в группу к детям перед завтраком, он одет по-походному, на плечах -рюкзак, на шее бинокль. Обращается к детям:

    Я собираюсь в поход, хотите со мной?

    Дети: Да!

    Тогда подкрепитесь, съешьте весь завтрак, вам понадобится много силы, путешествие будет долгим.

    Дети после завтрака выходят на улицу, где их ждет инструктор.

    Инструктор рассматривает детей в бинокль:

    Дайте я на вас посмотрю, вижу, все в хорошем настроении и готовы отправиться в поход.

    Вы все подготовились к данному мероприятию: одели спортивную одежду и обули удобную обувь, молодцы!

    Еще нам необходимо взять с собой хорошее настроение и хорошенько размяться перед дорогой. На пути нас ждет много нового и интересного. Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть дружными, смелыми и сильными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными, чтобы не потеряться в дороге. И так, приглашаю всех на веселую разминку.

    РАЗМИНКА «Вместе весело шагать»

    Чтобы нам не растеряться

    Отряд! Становись в ряд!

    По порядку рассчитайсь!

    И так, нас …. человек.

    Молодцы! Начало положено хорошее, а теперь нам пора в дорогу .

    Участники изучают схему маршрута и отправляются в путь.

    Чтобы было веселей в пути

    Надо пару себе найти.

    Игра «Найди себе пару»

    Дети строятся парами.

    Отправляясь в путь, про друга не забудь, запомните свою пару, чтобы возвращаясь назад мы никого не забыли. А, чтобы в пути было веселей, давайте послушаем песенку туристов.

    Дети идут за инструктором по физкультуре, слушают песенку из мультфильма

    «Слоненок-турист».

    2. Доходят до стола медпункт.

    Дети отвечают на вопросы инструктора.


    1.Какие виды туризма вы знаете? (велосипедный, пеший, лыжный, горный, автомобильный).
    2.Какие части света вы знаете? (Север, юг, запад, восток).
    3.Где восходит солнце? (На востоке).
    4.Где заходит солнце? (На западе).
    5.Какие вы знаете съедобные грибы? (Подберезовики, подосиновики, грузди, лисички, опята).
    6.А несъедобные? (Поганки, мухоморы, ложные опята, ложные лисички).
    7.Какие лесные ягоды можно есть? (Малину, землянику, ежевику, рябину).
    8.А какие нельзя? (Волчью ягоду, вороний глаз, бузину).
    9.Каких зверей надо опасаться в лесу? (Волка, кабана, медведя, лося).
    10.Можно ли пить воду из рек, озер, из других источников? (Нельзя, воду можно пить только после фильтрации и кипячения, кипятить не менее 10 минут).
    11.В чем несут все необходимое, когда идут в поход? (В рюкзаке).
    12.Где спят туристы? (В палатке).
    13.В чем готовят еду? (В котелке).
    14.Над чем висит котелок, когда готовят еду? (Над костром).
    15.Из какого дерева лучше разжигать костер? (Из ели).
    16.Что является постелью в походе? (Спальный мешок).
    17.Как называется предмет, с помощью которого мы узнаем части света? (Компас).

    Ребят посмотрите что лежит на столе. (На столе лежат картинки с разными лечебными растениями)

    Эти растения используют туристы находясь в лесу и не имеющие рядом медицинской помощи.

    Например, если вы нечаянно поранились о корягу, вы можете найти подорожник и приложить его к ране. Подорожник получил такое название, потому что он растет вдоль дорог. Найдите на картинке. Можно сорвать подорожник, протереть его и приложить к ране, кровь остановится, рана заживет быстрее. Попробуйте найти подорожник, только не рвите его напрасно, просто запомните, как он выглядит. В лесу много целебных трав.

    Мать и мачеха -Листья приматывают гладкой стороной к ране, ушибу и прибинтовывают. Можно привязать лентой.

    Ромашка аптечная лечит ожоги, в ее настоях пропитывают примочки., так же ромашка лечит насморк.

    Мох сфагнум растет на болотах. Сухой мох в 4 раза сильнее впитывает влагу, чем медицинская вата.

    Корень одуванчика Улучшают пищеварение, повышает аппетит.

    Итак теперь вы знаете как обработать рану в лесу. Нам пора идти дальше.

    3. Дети продолжают идти по периметру.

    Подходят к площадке ПДД.

    Инструктор задает вопросы касающиеся правил перехода через дорогу.

    По какой стороне дороги двигаться.

    4. Продолжаем поход и подходим к площадке со спортивным оборудованием.

    Проходят все препятствия не снимая рюкзаки.

    5. Дети продолжают идти по периметру. Подходят к большой клумбе.

    Инструктор: Ребята, посмотрите, какая красивая клумба, на ней трудятся все сотрудники д/с. Ребята, а в знаете какие цветы растут на клумбе? Как за ними ухаживать.

    Проводится подвижная игра «Садовник и цветы»

    Цель - развить умение перебегать на противоположную сторону площадки, уворачиваясь от ловишки, развивать ловкость, быстроту реакции.

    Ход игры . Дети-"цветы" находятся на одной стороне площадки, а водящий - "садовник" - на противоположной. Приближаясь к цветам, он произносит: "Я иду сорвать цветок, из цветов сплету венок". Цветы отвечают: "Не хотим, чтоб нас срывали / И венки из нас сплетали. / Мы хотим в саду остаться, / Будут нами любоваться". С последними словами дети бегут на другую сторону площадки, а "садовник" старается поймать кого-нибудь.

    6. Дети подходят к запасному выходу. Там висит плакат с запрещающими знаками.

    Ребята а вы знаете как вести себя в лесу? Давайте посмотрим знаки и что же они обозначают?

    Ответы детей.

    А что еще нельзя делать в лесу?

    Ломать ветки, кидать в воду банки, склянки и мусор, сорить, нельзя кричать.

    В остях у природы нужно вести себя вежливо и уважительно.

    7. Маршрут ведет на спортивную площадку.

    Если ничего нельзя делать в лесу, то чем тогда заняться?

    А давай-ка лучше поиграем.

    Складываем свои рюкзаки и становимся в две колонны.

    А сейчас я хочу посмотреть, какие вы ловкие, смелые и выносливые, для этого мы проведём эстафеты.

    Придумайте себе название команд.

    П/И «Тропинка»

    Под музыку марша дети идут по площадке. По сигналу «Деревья!» они берутся за руки и поднимают их вверх, расходясь в стороны. Последний ребенок в колонне пробегает «змейкой» под поднятыми руками детей и встает впереди колонны, сделав такое же «дерево». Игра повторяется до тех пор, пока все участники не выполнят задание.

    Эстафета «Пауки»

    Команды строятся за линией старта в колонну по два. Спиной друг к другу. По сигналу бегут первые, обегают конус, возвращаются назад, передают эстафету касанием рук и становятся в конец колонны.

    Эстафета: "Что в походе пригодится?"

    Дети стоят в двух колоннах за линией старта. На расстоянии 7 шагов разложены различные предметы – как необходимые в походе, так и совершенно не нужные: (свисток, фонарь, компас, бутылка с водой, кружка, ложка, чашка, фотоаппарат, продукты, карта, спальный мешок, спортивные гантели, конструктор и др.). По сигналу первый участник подбегает к предметам, выбирает необходимый для похода предмет, возвращаясь с ним, передают эстафету следующему. По окончании игры проверяют правильность выполненного задания, уточняют, для чего нужен тот или иной предмет.

    Эстафета «Не урони мяч»

    Команды стоят в колонне по одному за линией старта. У первых участников по два мяча в руках. По сигналу они должны добежать до конуса, обогнуть его и вернуться назад, передать мячи следующему участнику и встать в конец колонны.

    Эстафета « Преодоление препятствий».

    Дети преодолевают болото по « кочкам»,(обручам), перелазание через препятствие, встречающихся на их пути.

    П/И «Кто соберет больше шишек.»

    Дети собирают разбросанные шишки в обруч.

    П/И «У ребят порядок строгий».

    Дети стоят в колоннах по сигналу « На прогулку» расходятся по площадке и гуляют. Инструктор: «У ребят порядок строгий, знают все свои места. Но трубите веселее. Дети: Тра-та-та, тра-та-та.»

    По сигналу быстро строятся на свои места.

    Молодцы, ребята! Теперь я вижу, что вы и умные, и смелые, и ловкие, умелые!

    Продолжаем двигаться по маршруту.

    8. Заходим на игровую площадку к детям средней группы и они с воспитателем предлагают отдохнуть и разгадать загадки.


    В кармане моем замечательный друг,
    Он знает, где север,
    Он знает, где юг.
    И в тайге, и в океане
    Он отыщет путь любой,
    Умещается в кармане,
    А ведет нас за собой. (Компас).

    Он в походе очень нужен,
    Он с кастрюлей очень дружен.
    Можно в нем уху варить,
    Чай душистый кипятить.
    (Котелок).

    На привале нам помог,
    Суп варил, картошку пек.
    Для похода он хорош,
    А вот в группу, не возьмешь.
    (Костер).


    Весной одевается, осенью раздевается. (Лес, парк)


    Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

    Ее всегда в лесу найдешь – пойдем гулять и встретим:
    Стоит, колючая, как еж, зимою в платье летнем. (Ель, сосна).

    Продолжает движение.

    9. Инструктор обращает внимание детей на игровую площадку где гуляют дети 2 младшей группы, давайте зайдем к ним в гости.

    Детей встречает воспитатель группы с детьми.

    Воспитатель группы:

    Здравствуйте, ребята, далеко ли вы направляетесь?

    Дети рассказывают, что они в походе по территории детского сада.

    Воспитатель группы:

    Мы рады, что вы зашли к нам в гости, а где вы уже побывали?

    Ответы детей.

    Инструктор . Ребята давайте покажем малышам каких животных вы знаете, а малышки будут угадывать.

    Продолжаем двигаться по маршруту

    Инструктор: отлично посоревновались, много интересного узнали, пора двигаться дальше, вспомните, кто с кем стоял, посмотрите, никто не отстал в походе,(осматривает детей в бинокль) мы продолжаем поход.

    Знаете, ни один поход не обходится без привала, во время которого неплохо подкрепиться.

    Организовывается привал, на траве расстилаются покрывала, дети рассаживаются и пьют сок из маленьких коробочек через трубочку. Музыка «Милая моя» или «Изгиб гитары желтой»

    Инструктор:

    Хороший привал не обходится без веселой песни.

    Детям предлагается спеть песенки из знакомого репертуара (ранее разученные на музыкальных занятиях).

    Инструктор:

    Хорошо отдохнули, много узнали, что вам понравилось в походе.

    Ответы детей.

    Инструктор :

    Вижу, что наш поход по территории детского сада вам понравился, но теперь пора возвращаться в группу. Но перед этим давайте посмотри не остался ли после нас мусор.

    Вставайте парами, проверьте, все ли на месте (осматривает детей в бинокль).

    Под музыкальное сопровождение «Тури тури туристы» дети возвращаются в детский сад.

    Вот и закончился наш веселый турпоход, но вы, ребята, должны запомнить следующие правила поведения в природе.

    Любите и охраняйте родную природу.

    Тщательно тушите костер. Уходя из леса, не оставляйте после себя мусор.

    Не засоряйте реки и родники.

    Не ломайте деревья – они могут засохнуть и погибнуть.


    Татьяна Сиргиенко
    Развлечение «Поход в детском саду»

    Поход в детском саду .

    1. Вспомнить с детьми технику безопасности в походе ; поведения в лесу.

    *Словесные игры для детей.

    «Я иду в поход » .

    Все игроки садятся или встают по кругу и водящий начинает игру.

    Я иду в поход и беру с собой палатку, - говорит он.

    Его сосед должен продолжить список.

    Я иду в поход и беру с собой палатку и спальник, - говорит второй.

    Я иду в поход и беру с собой палатку, спальник и рюкзак, - говорит третий.

    Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не собьётся.

    «Я беру с собой в дорогу» .

    Один игрок ведущий. Предметы делятся на две группы – то, что он «возьмёт с собой в дорогу» , и всё остальное. В начале игры даётся правильный пример : «Я беру с собой в дорогу… ЯБЛОКО!» .

    Игроки пытаются отгадать задуманное правило, спрашивая, возьмёт ли водящий с собой в дорогу то или иное, например,

    Ты возьмёшь с собой … БАНАН?

    А апельсин?

    А огурец?

    А автомобиль?

    Правила могут быть самые разные, от очень простых – «беру все шарообразные предметы» , до весьма хитрых «съедобное, начинающееся с согласной» .

    2. «Грибная полянка» .

    *Загадки.

    Кто шляпу на ногу одевает?

    Шапочка да ножка-

    Вот и весь Ерошка.

    У кого одна нога,

    Да и та без сапога.

    Стоит Антошка

    На одной ножке.

    Все его ищут,

    А он не откликается.

    ПРО ГРИБ МУХОМОР.

    Вот грибы на белых ножках

    Разбрелись по бору.

    Шляпки красные, в горошек.

    Возле леса на опушке,

    Украшая тёмный бор,

    Вырос пёстрый, как Петрушка,

    Ядовитый … .

    ПРО ГРИБЫ ЛИСИЧКИ.

    Под листами на поляне

    В прятки девочки играли.

    Притаились три сестрички

    Светло-жёлтые … .

    *«Четвёртый лишний» .

    Огурец, банан, морковка, вишня. (Лишняя вишня, она маленькая и не длинная, а круглая.)

    Груша, картошка, яблоко, персик. (Лишняя картошка, она овощ, а не фрукт.)

    По аналогии слова :

    Камень, глина, стекло.

    Дождь, снег, река.

    Хлеб, молоко, сок.

    Роза, берёза, ёлка.

    Шапка, платок, сапоги.

    Дверь, ковёр, окно.

    * «Съедобное – несъедобное» .

    Молоко- яблоко- корова- ложка- колбаса- колесо- арбуз- груша- машина- малина- ласточка- коробка- хлеб- вода- соль- кефир- крошка- кегли.

    3. Полянка волшебного мяча.

    «Попади в цель» .

    Цель игры. Обучение бросанию и ловле мяча, передаче его партнёру в движении, развитие ловкости и координации движения.

    На игровой площадке шесть детей, выбранных из числа играющих, становятся в шеренгу и держат в вытянутых руках пять обручей. Остальные дети разбиваются воспитателем на играющие пары.

    По сигналу или команде воспитателя каждая пара по очереди начинает игру от первого стоящего в цепочке, проходя цепочку на расстоянии 1м с обеих сторон и перебрасывают мяч друг другу через обруч.

    Во время движения дети должны бросить мяч через каждый обруч. Если ребёнок уронит мяч, то должен поднять его и продолжить игру с того обруча, где была допущена ошибка (или с первого обруча, что зависит от условий игры) . Побеждает та пара, которая быстрее других прошла дистанцию и не уронила мяч, бросив его через все пять обручей.

    При повторении игры дети, игравшие в парах, меняют детей, стоявших с обручами. Подводя итоги игры, воспитатель отмечает не только быстроту движения, но и точность бросков игроков.

    «Воробушки и кот» .

    Дети стоят на одной стороне площадки на скамеечках, на больших кубиках или в обручах, положенных на пол. Это – «воробушки на крыше» или в «гнёздышках» . Поодаль сидит «кошка» , роль которой исполняет один из детей. Взрослый говорит : «Воробышки полетели» . «Воробышки» спрыгивают с крыши или выпрыгивают из гнёздышка и, расправив крылья, бегают врассыпную по всей площадке. Кошка тем временем спит. Но вот она просыпается, произносит «мяу-мяу» и бежит догонять воробышков, которые должны спрятаться от неё в «гнёздышках» , заняв свои места. Пойманных воробышков кошка отводит к себе в «дом» .

    «Наседка и цыплята» .

    Дети изображают «цыплят» , взрослый – «наседку» .

    На одной стороне площадки огорожено верёвкой место – «дом» , где помещаются цыплята с наседкой (верёвка натягивается между деревьями или двумя стойками на высоте 40-50см.).

    Наседка переступает через верёвку и отправляется на поиски корма. Через некоторое время она зовёт цыплят : «Ко-ко-ко» . По этому сигналу все цыплята перелезают через верёвку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке.

    Когда взрослый говорит «большая птица» , все цыплята бегут домой. Взрослый говорит «большая птица» только после того, как все дети перешагнули через верёвку и немного побегали по площадке.

    «Шире шагай» .

    На площадке в 2-3 ряда раскладывают обручи (пластмассовые или плоские из фанеры диаметром 60см, в каждом ряду 5-6 обручей. 2-3 детей по сигналу шагают из обруча в обруч. Дойдя до конца, подпрыгивают, хлопают в ладоши и возвращаются.

    Правила : идти с промежуточным шагом в обруче, но, не выходя за его края, не задевать обручи.

    «Найди себе пару» .

    Для игры нужны флажки по количеству детей. Половина флажков одного цвета – остальные другого. Дети получают по одному флажку. По сигналу взрослого дети разбегаются по площадке. По другому сигналу дети, имеющие одинаковые флажки, находят себе пару.

    В игре должно принимать нечётное количество детей, чтобы один из играющих оставался без пары. Обращаясь к оставшемуся без пары, все играющие хором говорят :

    Ваня, Ваня, не зевай, себе пару выбирай.

    Затем по удару бубна дети опять разбегаются, игра повторяется.

    4. Лесная, цветочная полянка.

    * «Слово на ладошке» .

    Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на лице, на полу (земле) и т. д.

    * «Назови ласково» .

    Ребёнку предлагается назвать ласково слово.

    Цветок – цветочек; липа – липка; трава – травка; бутон – бутончик; солнце – солнышко.

    * «Назови детёныша» .

    Лиса – лисёнок; медведь – медвежонок; волк – волчонок; ёж – ежонок и т. д.

    5. Автогородок.

    Катание на велосипедах и самокатах.

    6. Привал.

    Дети вспоминают правила поведения при разжигании костра. Пикник (пьют сок) .

    * Словесные игры.

    «Назови, какой» .

    Образование прилагательных.

    Сок из яблок (значит он какой) – яблочный.

    Сок из персика – персиковый. Сок из ананаса – ананасовый. И т. д.

    «Отгадай загадку» .

    Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это? (Репка.)

    Вариант описательных загадок.

    Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор.)

    7. Самостоятельные игры на привале. «Возвращение» в детский сад .