Упражнения для детей на знакомство с сухим песком. Секреты и упражнения песочной терапии

Наверное, каждый из нас в детстве играл в песочнице. Мы строили настоящие замки из песка, создавали песочные "торты" или просто делали различные фигурки. Но мало кто задумывается над тем, что такой игрой дети выражают свое отношение к миру и скрытые эмоции. Сегодня ученые разработали целое направление, которое носит название "песочная терапия". С ее помощью можно помочь не только разобраться в эмоциональном мире детей, но и помочь взрослым найти себя.

Что такое терапия песком

Така техника является одним из методов арт-терапии, поэтому вместо лекарств и таблеток она использует творческое мышление человека и его воображение. Работу с таким материалом, как песок, относят к способам детского самопознания . Этот материал был выбран для терапии неслучайно. Человек веками использует его для обустройства и построения. Во время игры с песком пациент может пережить целую гамму разнообразных чувств.

Песочная терапия относится к проектной психотерапии и является одним из самых действенных ее методов. Ее основателем считается Карл Густав Юнг, который в XX столетии обратил свое внимание на то, как игра с песком действует на детей и взрослых с психическими расстройствами. Именно он первым начал применять данный метод для коррекции их поведения. Чуть позже Юнг описал его. Это метод начали называть "юнгианским " и сегодня он занял свою нишу в практической психологии.

В 40-х годах прошлого века Шарлотта Бюлер разработала в Швеции "тест мира". Именно из него появилась современная игра в песок с терапевтическим эффектом.

Песочная терапия отличается несомненным эффектом, с ее помощью можно добиться положительных результатов в лечении некоторых психосоматических расстройств у маленьких пациентов. Кроме того, играя в песок, дети дошкольного возраста получают хорошее подспорье для развития умений и навыков.

Какие возможности предоставляет эта методика

Согласитесь, игра в песке является очень приятной. Она дает крохе следующие преимущества и возможности:

  1. Успокоение и расслабление . Даже если ребенок будет просто пересыпать, просеивать песок это уже подействует на него успокаивающе. Попробуйте сами запустить руки в этот материал и вы заметите, что проблемы исчезают.
  2. Развитие творческих идей и самовыражение . Такая игра поможет малышу самовыражаться, развить воображение и творческое мышление. Тем более, если у крохи что-то не получилось с первого раза, на "песочном листе" можно запросто все переделать. И это выгодно отличает его от бумаги и красок.
  3. Ребенок может высказать все, что он чувствует . Именно в песочнице малыш может прожить все свои чувства, выложить их без опасения. Следует понимать, что не все дети умеют делиться тем, что у них на душе, рассказывать о своих переживаниях. Такая терапия помогает родителям лучше понять свое чадо. Да и ребенку станет легче на душе, ведь эмоции уже выражены, пусть и в игре.
  4. Развивается фантазия, мелкая моторика и речь . Благодаря таким играм дети отлично развиваются. Кроме того, они помогают в развитии говорения, поэтому часто используются логопедами. Во время игры малыш будет учиться говорить, а дошкольник уже расскажет, что создает.
  5. Диагностика различных проблем . Благодаря такой терапии можно вовремя диагностировать проблемы в развитии малыша. Если грамотно построить игру, то родители или психолог смогут увидеть ответы на те вопросы, которые их интересуют, понять причину тревог и страхов малыша.
  6. Развитие . Песок идеально подходит для развивающих игр. Здесь ребенок может научиться писать, читать, разговаривать, различать предметы, цвета, формы.
  7. Проведение мягкой психокоррекции . Опытные специалисты могут с помощью обычной игры в песке мягко скорректировать поведение ребенка в лучшую сторону. Также благодаря ей можно решить многие психологические проблемы: фобии, тревоги, страхи.

Кроме того, игры в песочнице - это просто приятное и интересное времяпровождение, которое точно понравится детям.

Что необходимо для игр в песочнице

Для этого вида терапии необходимо взять обычный деревянный ящик с голубым или синим дном. Важно, чтобы ящик был водонепроницаемым, так как в процессе игры ребенок может намочить песок. Обратите внимание, что габариты должны соответствовать количеству детей. Например, для 1-3 детей подходит ящик размером 50 см - 70 см - 8 см. Именно такие габариты ребенок любого возраста может без проблем охватить зрением. Дно создается голубым , так как оно символизирует небо или воду. Кроме того, эти цвета являются успокаивающими. Лучше всего, чтобы ящик был изготовлен из дерева.

Засыпьте ящик песком на две трети. Обратите внимание, что материал должен быть чистым. Обычно используется морской или речной песок. Помните, что он должен быть сыпучим и приятным на ощупь. Подберите небольшую коллекцию маленьких игрушек (не более 8 см). Это могут быть миниатюрные человеческие персонажи или куклы, животные, предметы домашнего быта, добрые и злые сказочные персонажи, мультяшные персонажи, сувениры и украшения, природные материалы (цветы, ветки, листики).

Многих родителей интересует вопрос, можно ли реализовать все функции песочницы в домашних условиях. Если мама не является профессиональным психологом, то, скорее всего, нет. Ведь вам будет сложно объяснять и интерпретировать картины, созданные вашим малышом . Но вы можете без проблем провести развивающие или обучающие игры.

Также постарайтесь позаботиться о том, чтобы малыш мог без проблем подойти к песочнице. Можете поставить рядом с ней маленький стульчик, ведь кроха не должен думать над тем, как добраться до песка.

Основные занятия и программы

Если вы уже подготовили песочницу и теперь думаете над тем, во что же можно в ней играть, эти рекомендации вам точно помогут. В детских садах и специальных центрах развития уже продуманы особые программы для песочной терапии. Для дома подойдут самые простые занятия.

Проигрывайте любимые сказки . Это первое, что может прийти на ум в песочнице. Вы можете отыгрывать уже знакомые сюжеты или же придумывать свои. Так вы сможете помочь малышу развивать его фантазию, воображение и мышление. Постарайтесь задавать вопросы по сюжету, на которые ребенок должен ответить, продолжая сказку самостоятельно. Если у него есть любимая сказка, можете попробовать проиграть ее, но придумать свою концовку.

Изучайте разные материалы . Это простая, но очень важная для развития ребенка игра, для которой вам не понадобится ничего, кроме самого песка. Вы можете изучить с крохой свойства этого материала (холодный, теплый, влажный, сухой, шершавый, гладкий). Если рисовать на песке геометрические фигуры, можно объяснить ребенку их отличия. Если добавить разноцветные игрушки, можно изучить их цвета.

Дождь из песка . Это отличная возможность начать знакомство ребенка с материалом. Благодаря этой игре малыш сможет расслабиться, замедлиться (для энергичных детей), успокоиться. Такая неспешная и приятная игра точно принесет только положительные эмоции.

Угадывание предметов . Такое упражнение очень полезно, так как развивает воображение и тактильные ощущения. Заройте в песок несколько небольших предметов и предложите крохе вытаскивать их с закрытыми глазами, а потом угадывать, что это за предметы.

Игра "Ветер" . Это упражнение подходит для детей постарше. Дайте малышу соломинку. Один ее край пусть он опустит в песок, а затем подует.

Выучите буквы и слова . В песке любое занятие по изучению букв и новых слов будет интересным и захватывающим. Выложите любое слово и предложите малышу прочитать его. Затем пусть ребенок закроет глаза, а вы зароете буквы внутрь. Теперь ребенку нужно их отыскать и снова составить слово.

Строительство . Это, пожалуй, самое любимое занятие детей и взрослых. Ведь в песочнице можно строить все что угодно - замки, домики, куличи, фигурки. Малыш может пользоваться природными материалами или куклами, а также мочить песок и создавать фигуры из формочек. Здесь работает фантазия и образное мышление.

Как терапия песком помогает справиться с проблемами

Большинству детей сложно передать словами свои чувства, рассказать взрослым, что их волнует или беспокоит. Но если малыша длительное время снедают страхи, появляются проблемы: тик, заикание, агрессивное поведение. Такие заболевания среди специалистов называются психосоматическими. Медикаментозные методы не помогают в их лечении, а вот арт-терапия вполне может справиться. Благодаря песку и игре с ним дети могут спроецировать свои переживания, показать внутренний мир, излить душу. А взрослые могут расшифровать поведение малыша и помочь ему справиться с проблемами.

Акценты детской песочной терапии

Как правило, каждый сеанс включает в себя три основных этапа:

  1. Создание проблемы.
  2. Борьба.
  3. Разрешение проблемы.

На первом этапе малыш постепенно переживает свое беспокойство, освобождаясь от него. Психологи говорят, что ребята часто хватают фигурки, а потом бросают их на место, зарывают, закапывают, сопровождая все это репликами на эмоциях . Но с течением времени у ребенка появляется некий сюжет. И вот тут и завязывается борьба.

В сказочный мир детям проще перенести свои беспокойства, страхи, фобии, недомогания, агрессию, обиды. Поэтому часто в песочнице разыгрываются настоящие битвы и сражения. Герои могут убивать друг друга, но это происходит не потому, что малыш является жестоким. Таким способом он пытается избавиться от напряжения внутри себя.

На конечном этапе всегда появляется смелый, добрый герой, который обязательно всех спасает. Песочный мир приобретает мир и покой. Все становится спокойным и нормальным. Фигурки теперь могут жить своей обычной жизнью. Такая концовка - разрешение конфликта, который был внутри ребенка. При этом стоит понимать, что "игра" может продолжаться не один день. Только малыш может сам определить, когда занятие закончено.

Противопоказания

Несмотря на то что песочная терапия является эффективным и действенным методом, она рекомендована далеко не всем. Существует ряд противопоказаний:

  1. Синдром дефицита внимания.
  2. Эпилепсия или шизофрения.
  3. Обостренное чувством тревоги.
  4. Невроз и навязчивые состояния.
  5. Аллергия на мелкие частицы или пыль.
  6. Кожными заболевания.
  7. Проблемы с легкими.

Обратите внимание, что к специальной песочной терапии допускаются дети от трех лет.

Безграничны возможности и фантазии человека. Приглашаем вас к продолжению разговора об арт-терапии. Сегодня рассмотрим одно из ее направлений — песочную терапию. Узнаем ее секреты, кому и для чего она подходит, а также предложим конкретные упражнения для детей и взрослых.

Песочная терапия для взрослых и детей

Что такое песочная терапия и как она может помочь человеку в решении его трудных ситуаций? Кто и как может применять упражнения в песочнице? Об этом – в нашей статье.

Песок – особый материал, ведь он, можно сказать, «родом из детства». Кто из нас не любил в совсем юные годы повозиться с куличиками и лопатками? Наверное, мало таких, ведь песочница во все времена была магнитом для малышей.

Правда, мы часто воспринимаем песок как среду для свободной игры, и недооцениваем его коррекционные и терапевтические свойства. И уж точно не всегда осознаем, что играть в песке полезно не только детишкам, но и взрослым. Что же полезного несет в себе песочная терапия?

Возникновение и суть песочной терапии

Песочная терапия – одно из направлений проективной психотерапии. Основателем метода считается Карл Юнг, позже инициативу поддержали его ученики.

Если бы можно было описать суть песочной терапии в одном предложении, оно звучало бы так: подсознание человека общается с ним на языке знаков и символов, и уже они помогают нам решить собственные проблемы и трудности в разных сферах жизни и отыскать ответы на непростые жизненные вопросы.

Проще говоря, на песочном полотне мы перепроживаем какие-то моменты своей жизни, и как бы заново перерисовываем собственную «картину», получая новый чувственный опыт, что впоследствии проявляется переменами уже в реальности.

Песочные картины, которые мы создаем собственноручно, помогают вытащить на белый свет неосознанные чувства, конфликты и переживания. Специалист по песочной терапии может рассмотреть все это на картине клиента, понять, что его тревожит и как ему максимально эффективно помочь.

Песочная терапия часто используется в практике многих детских и «взрослых» психологов, сказкотерапевтов, арт-терапевтов, воспитателей детских садиков. Но для применения ее элементов и получения позитивных сдвигов в собственной жизни и жизни детей совсем не обязательно месяцами и годами учиться и защищать диплом специалиста, хотя, конечно, это тоже очень полезно. Но для начала можно попробовать метод и применить его элементы на практике в домашних условиях.

Функции песочной терапии

Сама по себе возня в песочнице – процесс очень приятный. Посмотрите, как играют дети! Их не надо заставлять покопаться в песке, и даже лепка куличиков, пересыпание, просеивание песка успокаивают и расслабляют как ребенка, так и взрослого.

Кроме того, к функциям песочной терапии относят:

  1. Диагностическую – определенным образом построенная игра в песочнице поможет терапевту, родителям или самому взрослому клиенту увидеть ответы на многочисленные вопросы о своем внутреннем мире или мире малыша, понять настоящие причины страхов и тревог.
  2. Развивающую – в песке можно проводить развивающие игры. Прямо в песочнице можно проводить занятия по обучению счету, письму, чтению, сортировке и т.д. Все это хорошо запоминается и легко дается малышу, если «одеть» развивашку в сказочную форму и весело обыграть. Кроме того, песочные игры развивают мелкую моторику, внимание, воображение, образное мышление ребенка, а также его речь, ведь в процессе он учится говорить, «озвучивать» героев в песочнице, связно говорить.
  3. Коррекционную – с помощью определенных игр в песочнице можно так перенаправить деятельность ребенка, что его поведение постепенно начнет меняться в лучшую сторону.
  4. Высвобождающую – в песке малыш может свободно выразить свои эмоции и чувства, выпустить негативные переживания. Ведь далеко не каждый малыш в состоянии говорить о своих чувствах вслух. Но внимательная мама обязательно заметит его трудности, просто наблюдая за его играми. И самому ребенку тоже полегчает после таких игр, он сможет прожить эмоцию и пойти дальше, не «зависая» на ней. Кстати, это актуально не только для детей, но и для взрослых.
  5. Психотерапевтическую – в песочнице мы можем исцелить всевозможные трудности малыша, его фобии, страхи, тревоги и т.п. Но с этим лучше всего обратиться к профессионалу.

Песочная терапия в домашних условиях. Как организовать?

Организовать дома песочницу не так уж сложно. Вам понадобятся:

Прямоугольный деревянный ящик размером 70Х50Х8 см, но можно, конечно, рассмотреть и другие варианты. Психотерапевты в своей работе используют песочницу с голубыми бортиками и дном. Мы же можем взять любую удобную емкость – таз, поднос, контейнер из пластика (удобно, если он с крышкой, так после игры можно быстро убрать и спрятать песок).

Собственно, песок. Важно, чтобы он был очищенным и безопасным. Такой песок можно приобрести в зоомагазине, но можно и самостоятельно подготовить, тщательно промыв и прокалив в духовке. И тогда можно не бояться проверки «на зубок», которая в случае с малышами случится непременно, и в самый неожиданный момент.

- Маленькие игрушки – модели из реальной жизни: куколки, предметы игрушечной посуды, фигурки растений, животных, машинки, домики, а также природные материалы – палочки, желуди, камни, шишки, каштаны.

— Водичка. Это необязательно, но работа с сухим и влажным песком дает разные ощущения, почему бы не поэкспериментировать?

Игры с песком

Предлагаю вам несколько игр в песочнице для малышей и одно упражнение для взрослых:

Песочный дождь

Попросите ребенка положить руки в песочницу. Посыпьте песком на его ладошку, и предложите ему тоже посыпать «дождиком» на ваши руки. Эту игру малыши обычно воспринимают на «ура».

Ветер

Возьмите соломинку для сока и предложите крохе аккуратно в нее подуть, предварительно опустив второй конец трубочки в песок. Важно быть аккуратными и следить за действиями ребенка.

Кто здесь прячется?

Предварительно спрячьте в песочнице несколько игрушек, а затем попросите ребенка их отыскать. Малышу точно понравится эта игра! А еще, можно попросить его самого спрятать игрушки от вас.

Строительство новых миров

Предложите ребенку построить на песке сказочный мир, где будет все, что ему хочется: города и страны, поля, реки и озера. Детям постарше можно задать задачку построить мир мечты или город будущего, и рассказать потом о нем как можно подробнее.

Мост в новый мир – упражнение для взрослых

Цель: гармонизация состояния, анализ ценностей и достижений.

Длительность – 20 минут.

Необходимые материалы: поднос с песком или манкой.

Схема выполнения:

Положите руки на поднос с песком (или манкой). Попересыпайте материал, познакомьтесь с ним. Он шершавый или мягкий? Прохладный или теплый?

Нарисуйте на песочном поле водоем, а через него — мост. Интуитивно, как пойдет.

Рассмотрите свой мост. Какой он? Где на этой картине вы? Попробуйте мысленно «попутешествовать» по разным областям песочной картины и прочувствовать, где и какие ощущения приходят.

Если вы сейчас хотите что-то изменить, обязательно сделайте это.

Почувствуйте, что с вами сейчас происходит, какие новые чувства, мысли, инсайты появились? Запишите их.

И позже ответьте на вопросы:

  • Нравится ли вам ваша картина?
  • Как бы вы ее назвали?
  • О чем говорит ваша работа? Запишите хотя бы три ассоциации.
  • Какие чувства вы испытываете, глядя на свое творение?
  • Если бы картина могла говорить, что бы она вам сказал?
  • Какие два небольших действия вы готовы сделать уже сегодня, чтобы построить этот мост в новую жизнь? Сделайте это!

Обязательно попробуйте эти игры в песочнице и техники песочной терапии, и пусть они подарят вам много творчества, энергии и радости!

В завершении приглашаю полюбоваться на чудеса песочных сказочных картин, возникающих в руках мастера:

Анна Кутявина,

Профессиональный психолог и мама.

Предлагаю Вам конспект занятия по песочной терапии для детей 3-4 лет. Данный материал будет интересен воспитателям и педагогам-психологам детских садов, а также родителям дошкольников. Данный конспект был разработан специально для проведения занятия в рамках открытых дверей в детском саду. Занятие проводилось в холле детского сада, поэтому на занятии присутствовало четыре ребенка и для компактности для каждого ребенка были подготовлены небольшие песочницы для работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель : развивать активность и любознательность детей в процессе познавательной деятельности и игре.

Задачи:

Образовательные задачи:

Формировать представление детей о свойствах песка;

Формировать навыки экспериментирования с песком;

Обогащать тактильный опыт детей;

Активизировать словарь детей новыми словами: «влажный», «сыплется», «струйка».

Развивающие задачи:

Развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.

Воспитательные задачи:

Воспитывать способность сопереживать, сочувствовать;

Воспитывать аккуратность;

Вызывать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Ход работы:

Ребята, сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями. Наши гости пришли узнать, как и чем интересным занимаются детки в детском саду. Давайте им покажем наше занятие и поучим их так же хорошо заниматься? Договорились?

1. Упражнение «Волшебный камешек»
Цель: создание положительного настроя, на совместную продуктивную работу.
Чтобы настроиться на работу и позаниматься очень хорошо мы с вами сделаем первое упражнение, оно называется «Волшебный камешек». Вам необходимо сесть на стульчики, положить руки на столы, ладонями вверх, закрыть глазки и ждать, когда на вашей ладошке появится волшебный камешек. Чтобы камешек быстрее появился на вашей ладони, вам необходимо расслабиться, не двигаться и не открывать глазки. Все тело должно быть расслабленным. Ну вот, у каждого в руке по волшебному камешку (какой он?) (холодный, гладкий, голубой, прозрачный), посмотрите на свой камешек, сожмите его в своей ладошке, погрейте его. Камни обладает большой силой, что как только они коснулись вашей ладошки, так сразу вы становитесь самыми умными, самыми добрыми, самыми внимательными, самыми послушными и все, что вы будете делать, у вас обязательно сегодня получится! Вот как здорово!

2. Упражнение с массажными мячиками
Цель: развивать ручную умелость и мелкую моторику.
Вот мы с вами и подготовились, а теперь нам необходимо подготовить наши ручки и пальчики к работе. Чтобы ручки и пальчики были ловкие и умелые мы с вами сделаем им массаж. Массаж мы будем делать массажными мячиками.
Этот шарик не простой,
Весь колючий он такой.
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!

3. Ну, вот и ручки наши готовы, чтобы нам продолжить занятие, отгадайте загадку:
Из меня куличек печь удобно, только есть меня нельзя.
Я сыпучий, желтый, несъедобный. Догадались, кто же я? (песок)
Снимите салфетки, перед вами – песок.
А вы любите играть с песочком?
Прежде, чем мы начнем играть с песочком, давайте вспомним правила игры.
Нельзя брать песок в рот.
Нельзя бросать песок в глаза, на пол.
Нельзя вдыхать песок.
Нужно мыть ручки после игры с песком.

Ярко солнышко сияет
И ребяток приглашает
Поиграть сейчас в песочек
Речки ласковый дружочек,
Это очень интересно,
Увлекательно, чудесно.

4. Игра «Чувствительные ладошки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Давайте поздороваемся с песочком. Здравствуй песок!
Послушайте, он очень тихо с нами здоровается.
Возьмите свой волшебный камешек. Погрузите свои ручки в песочек, спрячьте его. Что вы чувствуете? Какой песочек? (шершавый - гладкий, мягкий – твердый, холодный, желтый, сухой…)
Набрать песок в кулачок, потихоньку разжимать его и смотреть на тонкую струйку песка, второй рукой.
Набрать щепотку песка (посолить)

5. Игра «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения
«Идет медведь» - ребенок кулачками с силой надавливает на песок
Мишка косолапый
По лесу идет, топ-топ-топ…
«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!
Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок!
«Ползет змея» - ребенок расслабленными пальчиками делает поверхность волнистой в разных направлениях.
Змея очковая в песке
Очки вдруг потеряла.
Ползет она в большой тоске,
Ползет куда попало.
«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаться под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»)

6. Игра «Песочные прятки»
Цель: развитие мелкой моторики, воображения.
Посмотрите, что у меня в руках. Да, это рыбки и они захотели с нами поиграть. Рыбки очень любят прятаться в песке от ребятишек. Давайте с ними сыграем в песочные прятки. Сейчас вы закроете глаза, а они спрячутся в песок. После того, как я скажу «открываются глаза, начинается игра», вы должны найти их в песочке и не просто руками, а кисточками, аккуратно чтобы не поранить рыбку раскопать ее.
Молодцы, рыбкам очень понравилось с вами играть. Вы очень старались и рыбки улыбаются вам, улыбнитесь им в ответ.

7. Упражнение «Песочные капли»
А еще в нашей песочнице идут необычнее дожди. Песочные!!! Подставьте свои ладошки под такой дождик!

8. А что еще можно делать из песка? Правильно, Куличики!!! Нам нужны формочки. Пробуем!
А почему у нас не получается? Какой нужен песок? Влажный! Можно налить в этот песочек воды или побрызгать его, но мы это сделаем в следующий раз. Сейчас я вам приготовила другой песок! Каждый подойдет к этой песочнице и слепит куличик.
Молодцы! Мы славно поиграли в песочек. Что мы сегодня с вами делали? Оставляли следы, отпечатки, рисовали, пересыпали, лепили из песка. Молодцы!

В ладошки наши посмотри-
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам поиграть помог!
Давайте вытрем наши ручки и попрощаемся с гостями.

Упражнение «Добрый день, Песчинка»

ЦЕЛЬ: снять напряжение.

Ход упражнения:

От имени Песчинки просит детей «познакомиться с песком», то есть различными способами прикоснуться к песку. Каждый ребенок:

Касается песка поочередно пальцами одной, потом другой руки, затем всеми пальцами одновременно;

Сначала легко, потом с напряжением сжимает кулачки с песком, после чего медленно высыпает его в песочницу;

Касается песка всей ладонью - внутренней, затем внешней стороной;

Перетирает песок между пальцами, ладонями.

Детям старшего дошкольного возраста педагог предлагает рассказать о своих ощущениях: «тепло - холодно», «приятно - неприятно».

Упражнение «Песочный дождь»

ЦЕЛЬ:

Учить регулировать мышечное напряжение и расслабление;

Знакомить со свойствами сухого песка.

Ход упражнения:

Педагог рассказывает от имени Песчинки: «В моей стране может идти необычный песочный дождь и дуть песчаный ветер. Это очень приятно. Посмотрите, как это происходит. (Показывает.) Вы сами можете устроить такой дождь и ветер». Дети медленно, а затем быстро сыплют песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свои ладошки.

Песчинка предлагает каждому ребенку закрыть глаза и положить ладошку на песок, расставляя пальцы. Взрослый сыплет песок на какой-либо пальчик, а ребенок называет этот пальчик. Затем они меняются ролями.

Упражнение на дыхание «Песчаный ветер»

ЦЕЛЬ: учить ребенка регулировать вдыхание и выдыхание воздуха.

Ход упражнения:

Педагог предлагает детям сказать приятные пожелания своим друзьям-песчинкам, подарить искренние пожелания песчаной стране, «задувая» их в песок. Дети учатся дуть через трубочку для коктейля, а не втягивая в нее песок.

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить выдувать канавы на поверхности песка. Это упражнение можно комбинировать с ароматерапией, когда ребенок, набирая воздух в легкие, вдыхает распыленные в помещении эфирные масла, а выдыхая - легко дует на свои ладони с песком, сдувает песчинки в песочницу.

Упражнение «Необычные следы»

ЦЕЛЬ: развивать тактильные ощущения, воображение.

Ход упражнения:

Педагог предлагает детям упражнения имитационного характера, которые оставляют следы на песке, скажем:

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой нажимает на песок;

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

«Ползут змеи» - ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук оставляет на поверхности песка волнистый след в разных направлениях;

«Бегут жучки, паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погрузить руки в песок, руки встречаются - «жучки здороваются»);

«Кракозябра» - дети делают на песке разные отпечатки, придумывая названия для фантастичных животных, которые оставили эти следы. После занятия вымышленное фантастическое существо можно нарисовать и сделать его обитателем песчаной страны.

Дидактические игровые упражнения

Упражнение «Узоры на песке»

ЦЕЛЬ: закрепить знания о сенсорных эталонах и закономерностях.

Ход упражнения:

Психолог пальцем, ребром ладони, щеточкой в верхней части песочницы рисует разные знакомые детям геометрические фигуры, простые или сложные узоры - прямые и волнистые дорожки, заборчики, ступени и т.д. - и предлагает ребенку нарисовать такой же узор внизу песочницы, или продолжить узор взрослого. Как вариант педагог могут рисовать на доске определенный узор и предложить нарисовать его на песке.

Узоры на песке дети могут создавать, выкладывать в заданной или задуманной последовательности, как и определенные предметы, скажем, камни, желуди, крупные пуговицы и тому подобное.

Педагог обращается к каждому ребенку от имени Песчинки: «Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри на узоры на песке которые можно нарисовать. Нарисуй так же, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части узор должен состоять из колец, а внизу - из треугольников».

Игровое упражнение «Создаем лес и его обитателей»

ЦЕЛЬ:

Развивать тактильные ощущения, слуховую память, креативность

Расширять и уточнять знания детей о лесе и его обитателях.

Ход упражнения:

Педагог обращается к ребенку от имени Песчинки: «Сегодня ты превратишься в маленького волшебника, который может создать что-либо, скажем, лес с его жителями. Но чтобы осуществить волшебство, следует сказать волшебные слова: «Елки, березки, боровички». Ты должен закрыть глаза. (Ребенок закрывает глаза. В это время педагог «засаживает» песок деревьями, цветами, грибами.) Открой глаза и посмотри - как хорошо и интересно все получилось!».

Педагог обращает внимание ребенка на то, что у Песчинки есть замечательные помощники - пальчики «Попроси свои пальчики помочь тебе в волшебстве. (Педагог сжимает и разжимает пальцы, «ходит» ими по песку, вырывает ямки, ребенок делает то же сам.) А теперь скажи те же волшебные слова, что и Песчинка, и с помощью волшебства создай другой лес. Вспомни, какие животные живут в лесу? Пригласи их в свой лес».

Если ребенок неверно сказал «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет. Ребенок снова повторяет волшебные слова. После «высадки леса» педагог вводит для запоминания еще несколько слов, связанных с сюжетом. Например: названия деревьев, цветов, грибов и т.д.

Примечание: в других упражнениях, задача та же, что и в первом упражнении. Меняются только персонажи, способы создания ландшафта и «волшебные слова». Количество и сложность слов, которые имеют возможность запомнить дети, следует подбирать в соответствии с возрастом детей. Тему построения целесообразно подбирать так, чтобы она соответствовала теме занятия, которое проводит педагог в группе.

Ориентировочные темы для проведения упражнений:

Создаем море, реки, озера и их обитателей;

Создаем город и его жителей;

Создаем село и его жителей;

Космические путешествия, встреча с инопланетянами.

Одной из задач упражнения «Космические путешествия, встреча с инопланетянами» является развитие воображения и фантазии. Поэтому педагог поощряет любые проявления фантазии, которые раскрывают внутренний мир ребенка. Это упражнение носит диагностический характер в работе с застенчивыми и агрессивными детьми.

Игровое упражнение «Мы идем в гости»

ЦЕЛЬ:

Учить ориентироваться на песчаной поверхности;

Развивать пространственные представления;

Ход упражнения:

Педагог обращается к ребенку от имени Песчинки: «Мы идем в гости к зайчику. Где живет зайчик? (Зайчик живет в лесу.) Почему? (Потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (В правом верхнем.) А кто еще живет в лесу? (Другие животные). А сколько их? (Считают картинки с изображением диких животных.) С кем дружит зайчик? (С белочкой и ежиком.) Кого боится зайчик? (Волка и лисички.) Кто живет рядом с зайчиком? (Его друзья.) Чем нас зайчик угостил? (Морковкой и капустой.) Что мы пожелаем зайчику? (Дети высказывают свои пожелания)».

Педагог через игру во время нахождения в гостях у разных зверушек формирует у детей пространственные представления (или закрепляет понятие) «вверх - вниз», «вправо - влево», «над - под», «середина», «угол». Ребенок по указанию взрослого пальцами «ходит», «прыгает», «ползет» по песку, изображая разных персонажей.

Игры и упражнения по погружению рук в песок

Некоторые дети боятся полного погружения рук в песок. Такие дети не участвуют в играх и упражнениях по погружению рук в песок. Для других детей игры на поверхности песка и игры по погружению чередуются в зависимости от их желания.

Игровое упражнение «Тайные задачи крота»

ЦЕЛЬ:

Развивать тактильные ощущения, умение расслабляться;

Активизировать заинтересованность играми с песком;

Расширять знания детей о тех, кто живет под землей.

Ход упражнения:

Педагог обращается к ребенку от имени Песчинки: «Сегодня наши ручки будут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый машет руками и составляет их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на запястьях глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Для этого нужно помочь моему кроту выполнить секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый рисует крота у него на запястьях.) Ну что? Погружаемся? Смотри и делай, как мой крот».

Педагог погружает одну руку в песок, шевелит ей, обращает внимание ребенка на изменения на поверхности песка. Затем осторожно раскапывает каждый пальчик.

Как вариант все действия можно выполнять с закрытыми глазами искать в песке руки товарищей, пожать их - «кроты здороваются».

Игровое упражнение «Песчаные жмурки»

ЦЕЛЬ:

Развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие, образное мышление;

Расширять и уточнять знания детей о сказках и сказочных героях;

Формировать произвольное поведение.

Ход упражнения:

Для игры необходимо иметь ламинированные картинки с иллюстрациями из разных сказок и изображениями сказочных персонажей, их можно изготовить самостоятельно, оклеив скотчем яркие картинки. Для песочной терапии-игр с детьми мы используем цветные картинки с четким изображением. На начальном этапе - с изображением одного предмета или сказочного персонажа с постепенным усложнением изображаемого. Для игр со старшими дошкольниками можно использовать картинки с черно-белым или даже силуэтным изображением.

Перед упражнением психологу следует вспомнить с ребенком его любимые сказки и сказочных персонажей, поговорить о причинах положительного и отрицательного отношения к различным персонажам.

Педагог обращается к ребенку от имени Песчинки: «В песке любят прятаться сказки и сказочные персонажи. Давай поиграем с ними в песчаные жмурки. Закрой глаза и скажи волшебные слова: «На песок посмотри - из песка сказка покажись». (Взрослый закапывает в песок картинку с иллюстрацией из знакомой ребенку сказки, оставляя видимым уголок изображения.) Открой глаза, бери щеточку и начинай искать в песке сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты уже почистил от песка часть картинки. Как ты думаешь, какая это сказка?».

Ребенок постепенно раскапывает картинку, пока не сможет назвать сказку или сказочных персонажей. Если ребенок не может догадаться и назвать сказку с элементами картинки, педагог меняется с ребенком ролями. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а потом взрослый откапывает ее и вслух размышляет, анализирует увиденное, обучая ребенка способам действия.

конспект занятия "Удивительное путишествие "

Конспект занятия по разделу «Игра с песком»

“Удивительное путешествие”

Селиверстова Наталья Федоровна воспитатель ГБДОУ №35 г.Колпино

Цель: Развивать активность и любознательность детей в процессе познавательной деятельности и игре.

Задачи:

Образовательные задачи:

Формировать представления детей о свойствах песка;

Формировать навыки экспериментирования с песком;

Обогащать тактильный опыт детей;

Активизировать словарь детей новыми словами: «влажный», «сыплется», «струйка»;

Развивающие задачи:

Развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память;

Воспитательные задачи:

Воспитывать способность сопереживать, сочувствовать;

Воспитывать аккуратность;

Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Оборудование:

Столы и стулья на каждого ребенка;

Емкость с водой для мытья рук, салфетки по количеству детей; фартуки по количеству детей

Подносы с песком по количеству детей:

Игрушечный телефон;

Песочница;

Совочки, формочки по количеству детей;

Лейка, поднос;

Зайчики на палочке по числу детей;

Организационный момент.

(Дети заходят в группу, проходят за столы, перед каждым ребенком поднос с песком, закрытый салфеткой).

Психологическая игра «Волшебный камешек»

Цель: создание положительного настроя на совместную, продуктивную работу. Воспитатель: «Расслабьтесь, положите руки на столы, ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке появится волшебный камешек.

Воспитатель кладёт каждому в ладонь камень. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Воспитатель напоминает, что всё тело надо расслабить. После дети открывают глаза и рассматривают свой камень. Воспитатель говорит: «Камни обладают такой большой силой, что как только они коснулись ваших ладоней, так сразу вы становитесь самыми добрыми, самыми умными, самыми внимательными, самыми послушными и всё, что вы будете делать, у вас обязательно всё будет получаться».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие красивые подносы стоят на столах перед вами. А что в них, сейчас отгадаем? Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать:

Загадка:

Из меня куличек печь удобно, только есть его нельзя.

Я сыпучий, желтый, несъедобный. Догадались, кто же я? (Песок)

Воспитатель: Правильно, снимите салфетки, перед вами песок

Воспитатель: Скажите, ребята, а вы любите играть с песочком? (ответы детей, раздается телефонный звонок)

Воспитатель: Ребята, вы слышите, звонит телефон, давайте узнаем, кто нам звонит! Алло. (разговаривает с зайкой)

Воспитатель: Ребята, нам с вами только, что позвонил зайка. У него сегодня день рождение, он узнал, что мы умеем, печь из песка куличики, и просит помочь ему приготовить угощение для своих гостей. Хотите помочь зайке? (Ответы детей)

Воспитатель: Но прежде, чем мы начнем печь, я предлагаю немножко поиграть с песочком. При игре с песком нам необходимо надеть фартук, чтобы содержать свою одежду в чистоте (дети одевают фартуки). Ребята давайте вспомним

Правила игры с песком

1. Береги песчинки - не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком - помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

Ярко солнышко сияет,
И ребяток приглашает,
Поиграть в «Песочный дворик».
И в волшебный наш песочек,
Речки ласковый дружочек,
Это очень интересно,
Увлекательно, чудесно.

Игра «Чувствительные ладошки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Воспитатель: Давай поздороваемся с песочком. Погрузите свои руки в песочек. - Нам хорошо и приятно, мы чувствуем прохладу песка.

Воспитатель: Ребята, что мы можем сказать про песочек, какой он? (ответы детей: желтый, сухой, прохладный.) Молодцы!

Нас сегодня ждал песочек – чистый, свежий, золотой.

Залезай сюда, дружочек: хочешь – рой, а хочешь – строй.

Игра «Здравствуй, песок! »

Цель: снижение психофизического напряжения.

Оборудование: Песочница.

Ход игры:

Воспитатель просит по-разному «поздороваться с песком».

Ребенок:
дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
дотрагивается до песка всей ладошкой - внутренней, затем тыльной стороной;
перетирает песок между пальцами, ладонями.

Игра «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Оборудование: Песочница.

Ход игры:

Воспитатель: А теперь покажем, как

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях) .

«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - «жучки здороваются») .

Воспитатель: Посмотрите, какие получились интересные следы.

Игра «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Оборудование: Песочница.

Ход игры:

Воспитатель: в сказочной стране может идти необычный песочный дождик. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь. Смотрите, как это происходит. (Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.)

Воспитатель: Посмотрите, как песочек сыплется струйкой. (Дети пересыпают песок из ладошки в ладошку)

Воспитатель: Давайте все вместе скажем, что мы сейчас делаем: мы сыплем; Как сыплется песочек: струйкой, повторите. (Повтор детей)

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, что еще можно делать на песке? (высказывания детей)

Воспитатель: Правильно, на песке, мы можем рисовать.

Воспитатель предлагает детям подойти к «Волшебной песочнице»

Воспитатель: Я хочу предложить вам нарисовать на песке пальчиком: дорожку, травку, солнышко. (Дети рисуют) Молодцы! Весело играли, а теперь пойдемте готовить угощение.

Воспитатель: Сколько нового, мы сегодня узнали о песке: на нем можно оставлять следы, отпечатки; на нем можно рисовать, его можно пересыпать; а еще из него мы будем лепить куличики в подарок зайке на день рождение.

Воспитатель: А помните сказку «Колобок»? Как бабка стряпала колобок, покажем!

Разогреем свои ручки.

Пальчиковая гимнастика «Колобок»

Бабка намела муки (выполняют плавные движения кистями рук к себе);

наскребла соли (медленно сжимают и разжимают кулаки);

посолила (собирают пальцы в щепоть “солят” сначала правой, затем левой, далее обеими руками);

помешала тесто (круговые движения в разных направлениях);

слепила колобок (имитируют лепку колобка);

покатала (выполняют круговые движения одной ладонью под другой по часовой стрелке; против часовой стрелки);

маслом помазала (гладят одной ладонью другую);

в печку жаркую поставила (дышат на ладонь теплым воздухом);

и положила остудить на окошко (дуют на ладони).

Воспитатель: Ребята, давайте возьмём формочки и будем готовить угощения (дети пробуют слепить из сухого песка куличики, не получается)

Воспитатель: Ребята, а почему не получаются у вас куличики? Что нужно сделать, чтобы из песка можно было лепить? (предположение детей)

Воспитатель: В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?

Воспитатель делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку способы увлажнения песка:

«Ручеек течет» - воспитатель льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.

«Дождик моросит» - другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель.

Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).

Воспитатель: А теперь, можно лепить угощение

Игра «Я пеку, пеку»

Цель: Развитие мышления, моторики.

Оборудование: Песочница, набор формочек.

Ход игры: Ребенок "выпекает" из песка куличики. Для этого влажный песок совочком накладывают в формочку и утрамбовывают его тыльной стороной совка. Затем переворачивают формочку, придерживая песок, кладут на твердую поверхность, стучат совком по ее дну и осторожно снимают формочку. "Куличек" готов.

Если сыплешь ты песок –
Рядом веник и совок.

Воспитатель: Молодцы! Какие красивые у вас получились куличики, они обязательно понравятся зайке и его друзьям! Ребята, как вы думаете, теперь можно идти в гости? (ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите на свои руки, они грязные, какие они? Верно, прежде, чем мы отправимся к зайке в гости, что мы должны сделать? мы должны с вами, вымыть руки, чтобы они стали чистыми. Алёша! Ты не хочешь мне помочь (дети моют руки, вытирают их о салфетки, снимают фартуки)

Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук – друг: он нам помог,
И никто здесь не промок.
Воспитатель: Молодцы!
Какие вы все ладные, чистые, нарядные!
Алёша – умница,
Максим– красавец,
Андрюша – молодец!
Максим – удалец!
Все у нас хорошие,
Все у нас пригожие.

Воспитатель: Теперь мы можем отправляться в гости к зайке.

Физкультминутка:

Встали дети в круг, в круг.
Кулачками стук, стук.
Мы идем вперед, вперед.
Ножками топ, топ.
Мы идем назад, назад,
Вот так, вот так,
Побежали, побежали,
И к зайке прибежали.

Дети вместе с воспитателем подходят к домику зайки. Тук-тук-тук (дети стучаться в дверь, появляется зайка)

Воспитатель: Здравствуй зайка, мы принесли угощение для твоих лесных гостей.

Зайка: Здравствуйте ребята! Большое вам спасибо, вы мне очень помогли,

Зайка: А у меня есть для вас сюрприз!

Зайка глазками моргал,
Других зайчиков искал.
Вот их сколько посмотрите,
Зайчиков скорей берите.

(Дети берут зайчиков на палочках и выполняют гимнастику для глаз “Зайка”)

Гимнастика для глаз “Зайка”.

Зайка вправо поскакал,
Каждый зайку увидал.
Зайка влево поскакал,
Каждый зайку увидал.
Зайка – вправо, зайка влево,
Ах, какой зайчонок смелый.
Зайка скачет вверх и вниз.
Ты на зайку оглянись.
Зайчик спрятался от нас.
Открывать не надо глаз.

Воспитатель: Давайте скажем спасибо зайке за сюрприз! (Спасибо)

Зайка: Как мне весело с вами ребята. Давайте еще поиграем!

Воспитатель: Спасибо тебе зайка за приглашения, но уже поздно и нам пора возвращаться домой.

Воспитатель: А что еще нужно говорить, когда уходишь? (Ответы детей, прощаются, уходят)

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Левой - раз, левой - раз,
Посмотрите все на нас.
Все захлопали в ладошки -
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки
Громче и быстрей! (Ходьба на месте.)
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Покружились, покружились,