Что такое любовь? Классификация и виды любви в жизни человека. Любовь к ребенку, какой она должна быть

Химическая реакция в организме человека, происходящая при определенных условиях, или эмоциональная психологическая зависимость? Ни один ученый до сих пор не смог точно ответить на данный вопрос. Для каждого человека существует собственное понятие слова "любовь". Виды отношений такого плана встречаются в повседневной жизни: родительская опека, патриотизм, страсть, влюбленность, дружба, влечение к противоположному полу.

Виды женской любви, как и мужской, абсолютно схожи. Однако не существует одного общего понятия о любовных отношениях.

Решение или реакция. Любовь может быть проявлением реакции на воздействие извне. Здесь человек снимает с себя всю ответственность как за появление чувств, так и за их исчезновение. В любви-решении личность полностью отдает себе отчет в каждом из поступков и проявлении эмоций. Решение - это не только чувства, но и повседневные действия человека.

Согласно исследованиям, в большей степени к ребенку родители испытывают бескорыстную чистую любовь, в которой превозносят его над собой. Но не реже встречаются болезненные отношения как для самого малыша, так и для родителей.

Материнская и отцовская любовь, виды и проявления которой описываются в семейной психологии, накладывают на будущего взрослого члена общества неизгладимый отпечаток. То, каким человек станет в будущем, полностью зависит от внимания, воспитания и любви, подаренных ему в детстве.

Какие есть виды любви к ребенку, проявляемые родителями? В детской психологии различаются всего 8 типов взаимоотношений между мамой, папой и малышом.

Действенная теплая взаимосвязь

Основывается на симпатии, уважении желаний и чувств, духовной близости с ребенком. Девиз родительской любви: "Хочу, чтоб мой малыш добился в жизни всего, чего он пожелает, и я буду ему опорой". Отношения складываются благодаря постоянному проявлению заботы, поддержки, благополучному эмоциональному фону в семье, а также принятию родителями того, что их ребенок - самостоятельная личность.

Жалость

Взаимосвязь без уважения, но с проявлением симпатии и близости. Чрезмерная опека, недоверие, основанные на мнимых (реальных) физических и умственных недостатках ребенка - все это жалостливая любовь. Виды проявления: непринятие личности, отсутствие поддержки и веры в способности, возможности малыша. Девиз жалостливых отношений: "Мне жаль, что мой ребенок недостаточно развит в том или ином плане, но я все равно его люблю".

Отстраненность

Виды любви к ребенку, включающие в себя уважение и теплые чувства, поддержку, но происходящие на определенной дистанции в общении - это и есть отстраненная родительская любовь. Взаимосвязь основывается на поощрении успехов ребенка, испытывании гордости за своего отпрыска, но при этом незнании его внутреннего мира, взглядов и предпочтений, и неумении разрешать проблемы малыша.

Снисходительная отстраненность

Главное в таком между родителями и ребенком: неуважение, проявление симпатии на большой дистанции. Родители оправдывают какие-либо неудачи, недостатки физического и психического развития малыша наследственностью, при этом не стараются предотвратить его возможные неудачи и негативный опыт, обрекая тем самым на неблагополучие в жизни.

Преследование

Смешанность уважения, близости и антипатии - основные качества родительской любви данного типа. Применение родителями жесткого контроля вкупе со строгостью, излишней морализацией преследует одну цель - полное преломление психики и индивидуальных особенностей ребенка. При этом взрослые признают силу воли своего малыша.

Отвержение

Данная поведенческая особенность встречается достаточно редко у обоих родителей, чаще у одного из них. Папа или мама раздражаются от одного присутствия малыша рядом, не желают оказывать ему помощь в решении каких-либо проблем, не испытывают теплых эмоций по отношению к нему.

Презрение

Родители, использующие презрение в качестве прерогативного поведения, считают ребенка неудачником, в силу его определенных особенностей. При этом взрослые не замечают успехов малыша, считая их незначительными, а так же испытывают за родственную связь с отпрыском. В основном в семьях, применяющих данный тип общения, принято снимать с себя всю ответственность за развитие ребенка, перекладывая ее на специалистов (педагогов, репетиторов, психологов).

Психологический отказ

Родители не участвуют в жизни малыша, при этом уважая его силу и способности. Взрослые наблюдают за ребенком на расстоянии, не оказывая ему посильной помощи в разрешении проблемы.

Стоит заметить, что ни одна из форм общения не встречается по отдельности. В основном родители используют несколько видов любви к своему малышу, но все зависит от возраста ребенка и поведенческих, психических особенностей семьи.

Каждому из нас необходима родительская любовь. Это тот особый случай, когда в проявлении нежных чувств самых близких и родных людей нуждается любой человек, независимо от возраста, социального статуса и финансовых возможностей. Младенец, который еще не может справиться со страхом к неизведанному и большому миру. Подросток, пытающийся разобраться в соблазнах и перспективах будущей взрослой жизни. Старик, который прошел долгий жизненный путь. Банкир, разнорабочий, бизнесмен и профессор – все нуждаются в проявлениях любви своих родителей.

Что такое родительская любовь? Почему на протяжении всей жизни каждый из нас так остро нуждается в ее проявлениях? Почему люди, не испытавшие этих эмоций, всю жизнь глубоко несчастны?

Разобраться в этих сложных вопросах попробуем в нашей статье.

Особенность семейных отношений

Каждый ребенок растет и воспитывается в семье. При этом численность этой ячейки общества никак не меняет ее определение. Будь то многодетная семья, у которой есть множество любящих и дружных родственников, или мать-одиночка, которая не представляет своей жизни без единственного чада. Следовательно, люди, которые проживают с ребенком и занимаются его обеспечением, воспитанием и образованием, являются его семьей.

С первых дней жизни малыш видит и чувствует не только эмоциональное отношение к нему, но и взаимоотношения близких родственников, а также их общение с другими людьми.

От того, насколько благополучны и психологически приемлемы будут эти отношения, зависит (и здесь нет никакого преувеличения) будущее малыша. Речь идет не только о психологическом комфорте (хотя это очень важный аспект), но и физическом и интеллектуальном развитии.

«Заряд» родительской любви, который малыш чувствует ежеминутно, позволяет ему быстро развиваться, с каждым днем становясь увереннее в своих силах и возможностях.

Интересным является тот факт, что наблюдения за поведением родителей закладывается как база будущих семейных отношений. То есть, безмерно любящая единственную дочь мать, которая постоянно ссорится с отцом и чувствует себя униженной, не сможет научить малышку гармонии семейных отношений.

Следовательно, родительские чувства можно считать главным, но не единственным составляющим фактором родительской любви. Гармоничные семейные отношения также важны для формирования уверенной в себе, счастливой и всесторонне развитой личности.

Сущность родительской любви

Для большинства из нас родительская любовь ассоциируется с бескорыстным и всеобъемлющим чувством, которое неподвластно никаким влияниям извне. Так ли это?

С физиологической точки зрения, такое чувство могут испытывать только матери, которые после мучительных родовых страданий производят малыша на свет. Тесная физическая связь в течение всего периода беременности, когда женщина чувствует движения крохи внутри себя, закладывает определенную психологическую привязанность. Эта привязанность и должна перерасти в то светлое и большое чувство, которое называется родительская любовь.

Однако послеродовые депрессии, непредсказуемое поведение детей в кризисные периоды, собственные неудачи в личной и профессиональной деятельности часто приводят к искажению тех эмоций, которые ощущает женщина сразу после родов.

Усталость, напряжение, непонимание и другие факторы, ежедневно встречающиеся в жизни каждой матери, накладывают отпечаток на взаимоотношения женщины и ее ребенка. Крики, угрозы, шлепки и подзатыльники, нежелание слушать малыша – факторы, которые встречаются в родительском воспитании достаточно часто.

Это вовсе не значит, что при таком поведении мать не любит своего ребенка. Она искренне переживает о нем, готовит еду и проверяет уроки. Но чувствует ли ее любовь ребенок? Понимает ли он, что такое агрессивное или равнодушное поведение матери связано с обычной усталостью? Вряд ли. С каждым днем у малыша будет появляться уверенность, что мама любит его все меньше или разлюбила вовсе.

Что касается проявлений родительских чувств отцами, то здесь ситуация еще сложнее.

Мужчины не испытывают мук токсикоза, они не чувствуют шевеления маленького тельца внутри себя. Их любовь – осознанное чувство, которое проявляется скорее на уровне интеллектуальных и социальных размышлений.

Конечно, нельзя отрицать, что сильная эмоциональная привязанность к матери ребенка приводит к тому, что мужчина подсознательно начинает любить ее малыша. Даже в том случае, если он не приходится биологическим отцом крохе.

Для мужчин в большей степени, чем для женщин, свойственно использовать воспитательную модель поведения из своей семьи. То есть, он считает, что должен воспитывать своих детей так, как когда-то воспитывали его. Если в детстве будущего главу семейства били, он будет считать данный воспитательный метод абсолютно правильным, утверждая при этом, что такая форма общения также является проявлением родительской любви.

Приведенные выше факты свидетельствуют о том, что проявления родительской любви зависят не только от эмоциональной привязанности. Выражение этих чувств происходит в процессе воспитания. То есть, от того, какая выбрана модель воздействия на ребенка, зависит, насколько сможет почувствовать и оценить любовь своих родителей малыш.

Причины изменения поведения

Прежде чем приступить к анализу ошибок в воспитании родителей, нужно более детально рассмотреть причины, из-за которых меняется отношение взрослых к собственным детям.

Эмоции и отношения, вызванные ими, долгое время исследуются психологами и социологами. До сих пор до конца механизмы их возникновения так и не выявлены. Поэтому остановимся на самых очевидных факторах, которые уже описаны в научных трудах.

Особенности психологии ребенка

Все родители в ожидании малыша мысленно представляют, каким же он вырастет. Они рисуют в воображении картинки, где их дети красивые и послушные, как их достижениями восхищаются родственники и друзья.

Когда же в процессе взросления ребенок не оправдывает таких радужных надежд, появляется раздражение. Раздражение от того, что малыш оказывается рассеянным, медлительным, импульсивным, шумным, непоседливым, непослушным. Данный список у всех родителей будет свой, в зависимости от того, каких надежд не оправдал их отпрыск.

Ситуация усугубляется, если к вышеназванным качествам характера ребенка присоединяется различие темпераментов. Родители, которые все привыкли делать после тщательных расчетов и рассуждений, с ужасом наблюдают за тем, как их отпрыск с энтузиазмом бросается в любое новое начинание, не удосужившись составить его план. А холерики, у которых любое дело спорится, с нескрываемым раздражением констатируют факт, что их дитя – «недотепа», ведь ему нужно так много времени, чтобы освоиться с новым заданием.

Перенос образов

Как известно, свои недостатки заметить значительно сложнее, чем чужие. А родители, видя негативные черты собственного характера у детей, самым критическим образом подходят к их выявлению.

В этом случае происходит подмена понятий. Взрослые искренне недоумевают, почему их дети, которым «они столько раз говорили», ведут себя совсем по-другому. Ответ кроется в простой истине: дети учатся не тому, что слышат, а тому, что видят.

То есть, малыш обманывает тогда, когда понимает, что это постоянно делают родители. Он начнет красть, когда видит, что мама или папа могут «тихонько» взять чужую, забытую кем-то вещь. Скандалят, дерутся и вызывающе себя ведут, когда видят, как папа гневно отчитывает кассира за неправильно подсчитанную сдачу или мама бьет в истерике посуду после очередной ссоры.

Особенности психологии родителей

В данном случае речь идет о психологических особенностях взрослых. Депрессивные, агрессивные или авторитарные люди переносят свой образ мыслей на детей как на часть своей жизни.

Особенно ярко проявляется отторжение дитя у взрослых, имеющих депрессивные расстройства. Предугадать, как именно образом отразится такое состояние на детях сложно, так как в период расстройства такие люди склонны в равной мере и к насилию, и к полному равнодушию.

Следствие посттравматического расстройства

Эта причина встречаются не так часто, как все остальные. Однако ее сложнее всего корректировать даже опытным психотерапевтам.

Отторжение ребенка происходит после какого-то трагического и знакового события. Например, когда жена умирает при родах, или в день рождения крохи погибает отец.

В данном случае малыш ассоциируется с трагедией, несчастьем и глубокими душевными переживаниями. В любом случае, речь идет о резко негативных эмоциях.

Нарушение привычного образа жизни

Психологи называют такие нарушения во взаимоотношениях родителей и детей феноменом «нежеланного ребенка».

Взрослые не могут смириться, что с появлением малыша на свет меняется их образ жизни. Например, они вынуждены приостановить свое продвижение по карьерной лестнице или не могут уделять себе столько времени, как раньше.

Кроха воспринимается как «препятствие», «помеха» в обыденной жизни.

Повышенная конфликтность в семье

Ситуация, которая чаще всего встречается в современных семьях. Недопонимания и ссоры в семье, ненависть ко второй половине, обиды и ссоры приводят к переносу неудовлетворенностью в личной жизни на малышей.

Проявления любви в воспитании

Воспитание воспринимается как педагогическая проблема. Возможно, поэтому многие родители не задумываются о том, как они воспитывают своих чад. А ведь именно от методов воспитательного воздействия самых близких и родных взрослых зависит, смогут ли они передать своим малышам те чувства родительской любви, которые есть в их сердцах.

Рассмотрим основные виды отклонений в родительском воспитании, описанные в научных трудах по детской психологии.

Условное

К малышу относятся так, как он «заслуживает». То есть, если чадо ведет себя хорошо, его любят, целуют и говорят о любви. В случае «сбоя программы», когда ребенок ведет себя плохо, ему отказывают в положительных эмоциях и ласке.

Амбивалентное

Взрослые очень любят своего малыша, но не считают нужным говорить с ним об этом, демонстрируя полное равнодушие к жизни и эмоциям ребенка.

Неопределенное

Такое воспитание распространено в семьях, где оба родителя очень молоды. Они не хотят или не могут демонстрировать свои эмоции.

Скрытое отвержение

Родители испытывают подсознательное раздражение ко всему, что делает их ребенок. Однако понимание, «что так нельзя» заставляет их скрывать свои эмоции. Раздражение накапливается и обязательно выльется при малейшей провинности малыша.

Открытое отвержение

Родители без стеснения демонстрируют свое негативное отношение к детям. Данная манера воспитания самая опасная, так как всегда приводит к аномальному развитию личности малыша.

Жалость

Взрослые демонстрируют свою любовь и привязанность, не забывая при этом указать малышу на то, что он далеко не совершенен в физическом или психологическом плане. При этом данные недостатки не всегда являются истинными. Родители открыто утверждают: « Я знаю, что мой малыш имеет проблемы, но все равно его люблю». Заниженная самооценка и неспособность к самостоятельной жизни – тот минимум неприятностей, которые ожидают в жизни ребенка таких родителей.

Отстраненность

Родители любят и демонстрируют свою любовь. Однако эмоциональные отношения не подкрепляются чувством доверия, желанием узнать о личной жизни и переживаниях дитя. Общение происходит в рамках необходимых действий, но отстраненно. Полное нежелание интересоваться внутренним миром крохи и решать такие важные для него проблемы.

Преследование

Комплекс чувств, основанный на антипатии, уважении и близости. Взрослые жестко контролируют свое чадо, не позволяя проявлять ему никаких индивидуальных особенностей. Он должен быть «такой как все». Желание сломить волю и свободное мышление сочетается с признанием волевых качеств ребенка.

Презрение

Взрослые уверенны в том, что их дитя – «неудачный плод их любви». В силу особенностей детской психики или физического развития родители вешают на малыша ярлык «неудачника». Заслуги и успехи крохи не замечаются и не поощряются. Более того, в этом случае взрослые испытывают пронзительную жалость к себе, так как они вынуждены быть родителями собственного чада. Воспитательное воздействие перекладывается на социальные институты, так как мама или папа считают, что они не могут повлиять на этого «несносного ребенка».

Безусловно, ни один из приведенных примеров родительской любви не встречается в чистом виде. Чаще всего речь идет о комбинированных моделях, когда решающим фактором в поведении взрослых является их собственное воспитание, взгляды на общество и отношения в нем.

И снова о семье

Почему же родители, которые с таким нетерпением ждут появления своих отпрысков на свет, часто допускают такие непоправимые ошибки в воспитании детей? (Конечно, сейчас речь не идет о психологических травмах, связанных со смертью родных, или других трагических случайностях).

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно опять вернуться к вопросу семейного воспитания. Цикличность жизни в данном вопросе играет скорее негативную роль. Ведь взрослые тоже когда-то были детьми, которые воспитывались в семье со своими правилами и законами. Эти правила автоматически переносятся в новую ячейку общества, имея свои дополнения в виде усталости и стрессов, о которых мы говорили выше.

Если вы распознали в приведенных примерах взаимоотношений родителей с детьми себя, стоит задуматься, почему так произошло. В этом случае нужно поговорить со своими родителями о воспитательных проблемах, возможно, ваше отношение к отпрыску связано с цепочкой вредных традиций, которые стоит уже прервать.

Мы все знаем об уникальности материнской и отцовской любви. О ее силе, которая может творить чудеса и совершать подвиги. На тему любви написано сотни стихов, сняты миллионы фильмов. Но есть и другая сторона. Когда любовь к ребенку становится разрушительной, приносит много боли и страданий как родителям, так и ребенку.

Давайте рассмотрим основные случаи, в которых «избыточная любовь» может навредить ребенку.

Нарушение системы ценностей

Все чаще на приеме у детского психолога можно наблюдать детей, которые испытывают трудности в общении с самым близким человеком – мамой. А от мамы можно услышать частые фразы «Я живу ради ребенка» или «Лишь бы ребенку было хорошо». Это здорово, что мамы очень любят своих детей, заботятся о них. Но они совершенно забывают о более главных вещах, и тогда нарушается система ценностей. У многих людей в систему ценностей будут включены семья, дети, муж/жена, родители, друзья. Но вот в каком порядке они расположены – это и есть самое важное. На первом месте должен быть «Я», затем партнер, их пространство отношений, и затем уже ребенок, далее – все остальные. Часто именно у женщины происходят изменения в системе ценностей после рождения ребенка.
Наверняка найдутся те, кто мне возразят: «Что может быть важнее ребенка
Но если бы не было вас, вашего союза с мужчиной, то и ребенка бы не было.
Дети – это результат любви мужчины и женщины. Не стоит об этом забывать.

Отсутствие пространства любви.

Только если создано сильное пространство любви, ребенок в нем счастлив, успешно развивается и растет. Не концентрация внимания на ребенке, воспитание и забота, а создание гармоничного счастливого союза папы и мамы – главное условие такого пространства. Важно понимать, что оно одинаково зависит от них обоих.

В противном случае, сильная любовь к ребенку без пространства любви становится разрушительной. Все, что происходит между партнерами, все сложности взаимодействия – отражаются на ребенке. Это может привести к болезням и, как следствие, сложным судьбам детей.

Если женщина ставит в центр своей жизни ребенка, он забирает всю ее энергию и любовь на себя. Женщина – источник энергии, для мужчины в первую очередь. Если она обесточена, партнер будет страдать. Могут возникнуть трудности с самореализацией и со здоровьем. Тогда проблемы в семье неминуемы.

Избыточная привязанность.

Материнство – очень важная составляющая женской сущности, но никак не венец. Между мамой и ребенком создается сильная привязанность. Опять же, сама привязанность – залог здоровых отношений матери и ребенка. Но если эта привязанность будет нарушать все остальные аспекты семьи – ничего хорошего в этом нет. Сильная привязанность к ребенку лишает матери своей собственной жизни и жизни с партнером. И, скорее, здесь будет прослеживаться чувство собственности. Она не будет видеть в нем личность, со своими особенностями и потребностями. Значит мама не будет осознавать, что действительно нужно ребенку, а будет диктовать свои правила, ориентируясь на себя. Но ведь каждый человек особенный, и нет универсального подхода к каждому. Да, мама все равно любит ребенка и дарит ему свою любовь, но не так, как нужно для его развития и становления.

Свои раны

Эта любовь больше про отдачу, а не про то, что мы можем получить, реализовывая это через своих детей.

Часто мы совершаем ошибки и не знаем, как сделать лучше, потому что нам мешают собственные раны, которые требуют глубинной проработки. А дети очень хорошо чувствуют нас и наши состояния. Например, мать-одиночка прилагает много усилий в воспитании своей дочери. Она хочет, чтобы та выросла, вышла замуж и создала свою семью. Но при этом она подает «плохой пример», не желая найти партнера себе. Просто говорить о чем-то ребенку – мало, он все равно возьмет с нас пример, как это и есть в реальности.

Нежелание вовремя отпустить

Любовь – это воссоединение. Но в любви к ребенку нужно понимать, что наступает такой момент, когда нужно разъединиться. Не все матери это понимают. Может, и понимают, но не могут ничего с собой поделать. Любовь к ребенку должна быть такой осознанной, чтобы в какой-то момент его отпустить.

Так моя подруга никак не может построить свою личную жизнь. Она уже взрослая, но не может оставить свою маму одну, не хочет ее расстраивать и, пока не появился спутник жизни, живет вместе с ней. И не понимает сама, что это и есть главное препятствие для создания своей семьи. И конечно же, мама живет для нее и все делает для ее счастья, и говорит о том, что дочке надо построить свою личную жизнь. Только проблема не в том, что ребенок не хочет уходить во взрослую жизнь, а в том, что родитель сознательно или бессознательно не позволяет ему это сделать. Такая родительская любовь не помогает жить, а душит.

Излишние ограничения и запреты

Воспитанные в Советском Союзе мамы нагружают ребенка правилами жизни из прошлого, многочисленными запретами и ограничениями. Иногда даже кажется, что они просто себе этого позволить не могут, вот и диктуют ребенку. Ну они же из добрых побуждений, из-за большой любви. Делается это часто еще из-за того, что мама не задумывается о логичности запретов. То есть раньше, может, и логично было или опасно, а сейчас уже нет – а мама по инерции запрещает, часто даже не осознавая – почему нельзя.

Любовь, которая ограничивает, не может помочь ребенку реализовать себя, понять, какой он на самом деле. Важно не навязать свое мировоззрение, а помочь ребенку увидеть этот мир своими глазами. Но совсем без рамок тоже нельзя, ребенку легче ориентироваться в окружающем мире, когда они есть. Рамки и запреты должны быть понятны и маме, и ребенку. То есть «нельзя не потому, что я так решила или хочу», а «нельзя, потому что могут быть определенные последствия».

Амбиции родителей

Родители часто действуют, исходя из своих нереализованных “мечт” и талантов. Родители столько «вкладывают» в ребенка, так как хотят, чтобы он вырос развитым, образованным и вообще хорошим человеком. Но порой они так загружают своих детей, что в их расписании почти нет времени просто на игры. А в подростковом возрасте эти дети уже ничего не хотят, только чтобы от них отстали. Они и так уже сильно перегрузились. Это видно по детям, которых отдали слишком рано в школу. Возникают различные соматические расстройства. И родители вынуждены обращаться к нейропсихологам.

Мы любим своих детей и все для них делаем не потому, что хотим, чтобы они продолжали нас, помогали в старости. А потому, что они нуждаются в нашей помощи и поддержке. Получив от нас это, им будет лучше в этом мире и проще реализовать свои задачи. Ну а нам как бонус – опыт, мудрость и сила.

Чтобы дети были счастливы и здоровы, необходимо создать счастливый союз, крепкие отношения во взаимной любви. Проверить, не болят ли свои “раны” и не мешают ли они нам во взаимоотношениях с детьми. Ну и конечно, вовремя отпустить уже сложившегося человека в собственную жизнь. И тогда родительская любовь будет такой, какой она должна быть – безусловной, без лишних ожиданий, надрыва и драмы.

Любовь, как сердечная привязанность, возникает на протяжении жизни к разным людям. Но считается, что нет ничего сильней материнского чувства к своему малышу. Это не так. Есть более непогрешимое - любовь ребёнка. Доверчивое обожание и вера в совершенство родителей, представляемых полубогами, которые согревают, кормят, помогают преодолевать трудности. Как формируется это чувство, и каким трансформациям подвержено в течение жизни?

Мать в жизни ребёнка

У женщины просыпается материнский инстинкт сразу после рождения малыша. А вот отцовская любовь формируется постепенно. Она становится наиболее сильной, когда появляется возможность передать навыки, чему-то научить. Мать с раннего возраста проводит с малышом больше времени, кормит его грудью, проявляет заботу и ласку. Поэтому с первых дней любовь ребёнка к матери вырастает из отношений зависимости и неразрывной связи. Общение с ней новорождённого так важно для его развития, что лишение контакта на срок до трёх месяцев может привести к необратимым нарушениям психического развития.

Отношение к отцу как человеку, который дал жизнь, формируется матерью. Именно она транслирует, как нужно к нему относиться, какова его роль в жизни малыша, какой он. По сути, женщина становится посредником между ребёнком и отцом. Чувства малыша к родителю во многом зависят от её усилий и желания дать полноценное воспитание новорождённому.

Любовь ребёнка - это желание подражать

К началу формирования сознания (3 года) дети утверждаются во мнении, что лучшие люди на земле - мама и папа. У них просыпается к родителям настоящая нежность. Она проявляется в бесчисленном количестве комплиментов, отстаивании во дворе позиции, что именно они самые добрые, красивые, заботливые, а также в желании стать такими же. В два года ребёнок хватается за щётку, но делает это ради интереса к необычному предмету. Уже в три девочка старается подметать, чтобы быть похожей на маму. Она надевает её платье, крутится в нём перед зеркалом, повторяет её привычки.

Мальчик стремится походить на отца, осознавая свою половую принадлежность. Восхищаясь им, он дублирует манеры, поведение, даже внешность. Требуя такую же стрижку, сравнивая цвет волос, ревниво прислушиваясь к разговорам взрослых о том, насколько сын похож на отца. Он представляет будущую профессию, одобряемую родителем. С удовольствием перенимает навыки, наблюдает за его отношением к другим людям, женщинам, матери.

Романтическая привязанность

В этом же возрасте мальчик начинает испытывать романтическое обожание матери, а девочка - отца. Любовь детей к родителям напоминает отношения взрослых. Если раньше они были зависимы от них, то теперь мама и папа стали образцом женственности и мужественности. Малыш не представляет другой женщины рядом с собой. Ведь его мама самая красивая и добрая. Своей главной женщине года в четыре он способен даже сделать предложение руки и сердца. Плохо представляя себе назначение брака, он может ревностно относиться к родному отцу, отнимающему у него внимание матери. Такое эротическое отношение психоаналитиком Зигмундом Фрейдом описано как

На бессознательном уровне в дальнейшей жизни мальчик будет выбирать женщину, напоминающую родную мать. А девочка - отца, к которому начинает испытывать собственнические чувства. Желание заботиться о нём столь сильно, что она способна посоветовать матери уехать куда-нибудь на время, чтобы иметь возможность окружить его вниманием. Аналогичное отношение описывается как Романтическая любовь детей к родителям с годами проходит, подготовив к формированию новых чувств к будущим жёнам и мужьям.

Разделённая поровну

Малыш всегда воспринимает мать и отца как неразделимое целое. Любовь ребёнка к родителям одинакова, независимо от того, какое поведение в реальности им демонстрируется. Конфликтуя друг с другом, супруги часто пытаются доказать, что привязанность малыша к ним сильнее, ставя сына или дочь в тяжёлое положение выбора, сделать который им часто не под силу. Если они не подвергались явному насилию со стороны кого-то из родителей, испытывая страх и отторжение, то требование предпочтения формирует либо перед отцом, либо перед матерью.

Это доказывает, что любовь ребёнка совершеннее родительской. На раннем этапе ему не нужны какие-либо выгоды и преимущества. Он не оценивает время, уделяемое тем или иным родителем - ему неважно, кто с ним играл больше, а кто меньше. Мать и отца он воспринимает как часть себя, поэтому выполняет миссию их примирения любой ценой, порой вполне реально заболевая.

Любовь вопреки

Детская привязанность к родителям сильна на подсознательном уровне. И объясняется тем, что мать и отец подарили жизнь. Это чувство бескорыстно. Оно освобождено от желаний, и потому самое чистое и настоящее. Но добрая картина мира для детей существует лишь до той поры, пока в их отношениях с родителями присутствует гармония. Её разрушение - это пренебрежение родительскими обязанностями со стороны взрослых. Но даже такое потрясение (побои, алкоголизм, самоустранение от воспитания детей) не способно убить любовь ребёнка.

Есть много примеров, когда из детских домов дети убегают к непутёвым родителям, чтобы позаботиться о них, убедить лечиться, заработать для их нужд. Они верят до последнего в их пьяные слёзы, не осуждая, что бы те ни сделали. Это правильно по божьим законам, который гласит: «Чти отца и мать своих». Осуждение родителей - это грех, соотносимый с отречением от Бога.

Родительский бумеранг

По мере взросления безусловное доверие детей к миру взрослых утрачивается. Сталкиваясь с ложью, несправедливостью, непониманием со стороны родителей, ребёнок начинает сомневаться в искренности чувств к себе. Он ищет подтверждение проявления любви в поступках взрослых. В то время как они привыкают больше ориентироваться на слова. Любовь ребёнка к родителям в подростковом возрасте - это отражение тех чувств, которые он получает от них. В психологии это называют

Школьный конфликт, в котором родители поддержали учителя, не разобравшись в ситуации до конца, неприятие друзей, интересов, мнения ребёнка - всё может вызвать неуверенность в их любви. Подросток начинает провоцировать ситуации для получения подтверждения нужности собственным отцу и матери: от имитации болезни до побегов из дома.

Пожилые родители

Одни в старости окружены вниманием и заботой, став центром большой многоколенной семьи. Другие при жизни покинуты и забыты, вынужденные проводить время в одиночестве. Разное отношение детей к пожилым родителям лежит в плоскости воспитания. Любовь ребёнка к маме и папе, светлое и чистое чувство, данное от рождения, утрачивается с годами по многим причинам, главные из которых:

  • отсутствие позитивного примера отношения к старшему поколению со стороны самих родителей;
  • эффект бумеранга;
  • гиперопека на протяжении жизни.

Что бы ни случилось, общение с престарелыми родителями нужно не только в знак благодарности за дарованную жизнь, но и для примера собственным детям, в уважении которых каждый будет нуждаться в старости.

Экология жизни. Психология: Каждый ребенок, при рождении нуждается в любви отца и матери. Обращаю ваше внимание, что ему нужны не конкретные люди, а именно любовь - материнская и отцовская. В случае, если он получит ее недостаточно, то может столкнуться с целым рядом проблем во взрослой жизни.

Каждый ребенок, при рождении нуждается в любви отца и матери. Обращаю ваше внимание, что ему нужны не конкретные люди, а именно любовь - материнская и отцовская. В случае, если он получит ее недостаточно, то может столкнуться с целым рядом проблем во взрослой жизни.

Как вы знаете, в определении любви я придерживаюсь взгляда Фромма и поэтому, если мои клиенты говорят о любви к своим детям, то я в первую очередь выясняю - что их дети умеют делать. Подлинная любовь проявляется в обучении ребенка новому. Ребенок к 6-10 годам должен уметь сам одеваться, чистить зубы, убирать за собой. Если же в таком возрасте ребенок ещё несамостоятелен, то можно сказать, что родители его не любили. Ведь любовь – это не просто объятия, игры, ласки или подарки.

Родительская любовь – это такой процесс воспитания, при котором происходит передача знаний ребенку и приобретение им самостоятельности. Определить - любят ребенка или нет - можно по тем навыкам и умениям, которыми он владеет.

Любящие родители подготовят ребенка к жизни, и он рано уйдет от них, добиваясь всего сам. Очень распространены случаи, когда при неправильном воспитании и чрезмерной заботе, дети остаются с родителями довольно долго. Они не решаются поменять свою жизнь и не пробуют уйти, а остаются жить с родителями вплоть до своей пенсии.

Я убежден, что любви детей к родителям не существует. Любовь – она как смысл жизни, должна иметь будущее, ради нее нужно работать и стремиться, а родители – они же не вечны, по законам природы они уходят намного раньше детей. И, если дети будут любить родителей, то потеряют смысл жизни после их смерти. Родительская любовь важна и необходима в детстве, но потом человек должен жить сам и искать свой путь.

Материнская любовь

Делай, что хочешь, я буду тебя всё равно любить!

Большая ошибка говорить ребенку, когда он балуется, что он плохой и вы его не любите. Малышу любовь необходима, от нее зависит его уверенность в безопасности. Если любви недостаточно, ребенок пытается ее найти, как-нибудь ее добиться. Это ведет к неправильному развитию.

Мать в идеале любит ребенка просто за то, что он есть, безусловно. Тогда ребенок будет гармонично развиваться и будет психологически здоров. Вот эта безусловная любовь, которая должна окружать малыша с самого начала жизни, пока он ещё не ходит и привязан к маме, называется инфантильной.

Ее отсутствие или нехватка может привести к тому, что человек будет всегда чувствовать тревогу и искать безопасность. Пока малыш не ходит сам, он не может существовать без матери, он должен расти, зная и чувствуя, что рядом есть тот, кто всегда защитит и поддержит.

Но нужно помнить, что слишком много ласки – это тоже отклонение. Если мать много внимания уделяет ребенку и постоянно обнимает и гладит его, особенно, если ребенок уже взрослый, возможно, у женщины сложности в сексуальных отношениях.

Когда 7-летний ребенок просит родителей его приласкать – это говорит об отклонениях и испорченности уже взрослого человека, ведь телесные поглаживания нужны от сексуального партнера, а не от мамы. Детский возраст длится до 5 лет, потом – это уже сформировавшаяся личность со своим представлением об отношениях.

Поэтому не нужно портить своим детям будущее и создавать проблемы с противоположным полом. К примеру, если мать проявляет чрезмерную ласку к своему 8-летнему сыну, у него будут сложности в построении отношений со сверстницами - ему будет с ними скучно. Крайне важно, чтобы инфантильная любовь мамы была естественной, без условностей и наказаний, природа всё предусмотрела, поэтому если ребенка просто любить, то он вырастет здоровым.

Можешь идти, куда хочешь!

На следующем этапе любовь становится зрелой – то есть наступает время отпускать ребенка от себя («можешь идти, куда хочешь»). Вы удивитесь, но такая любовь должна начинаться уже после года – как только ребенок начал сам ходить. У нас же бывает, что ребенка мама не отпускает от себя до окончания института, водит в школу и на секции, следит и провожает, боясь отпустить.

Зрелая материнская любовь выражается в том, что ребенок пробует всё сам, выбирает свой путь, делает свои ошибки, но при этом всегда чувствует поддержку мамы и знает, что она его любит любым и поддержит, если это необходимо. Зрелая любовь также формирует здоровую личность, ведь без такой любви человек вырастает неуверенным в себе, неспособным к принятию решений.

Отцовская любовь

Такая любовь тоже делится на несколько видов и, в отличие от материнской, не безусловна, а имеет причину. Можно сказать, что это любовь за что-то.

Делай, как я!

Инфантильная любовь папы длится до 7-8 лет – и она помогает ребенку научиться многим необходимым бытовым навыкам. Она работает по принципу «делай, как я». Когда ребенок научился что-то делать сам, он показывает это папе – я научился одеваться, чистить зубы, надевать ботинки. Без этого вида любви человек был бы совсем не воспитан и не умел бы вести себя в обществе, основа всего – самые обычные навыки – обслуживание себя, гигиена, питание. Ребенку очень важно одобрение отца, слыша его, он идет развиваться и учиться дальше.

Делай, что хочешь, потому что ты умный!

Зрелая любовь отца действует по схеме – «Делай, что хочешь, потому что ты умный!». Она помогает поверить в себя, развить творческий потенциал, учит искать решения задачи самостоятельно. Если этой любви не хватило, то человек всегда будет действовать с оглядкой на других.

Кстати, отношение отца к своим детям, говорит о его успешности. Если он проявляет чрезмерное внимание к ним, значит его дела на производстве идут не лучшим образом и в дальнейшем могут испортится отношения с женой. Он чувствует себя значительной фигурой не на производстве, а только рядом ребенком.

Любовь родителей – это то чувство, которого должно всегда быть в меру, без излишек и нехватки. Потому что отклонение в любую сторону будет создавать ребенку много проблем в будущем. Родителям всегда стоит помнить, что наши дети – должны поступать по-своему, ведь это основное наше отличие от животных, только так и происходит прогресс – через перемены в поведении. Если бы мы всегда поступали также, как наши предки – развития бы не было и до сих пор длился Каменный век. Поэтому стоит поддерживать детей во всем, у них свой путь.

Это Вам будет интересно:

В заключении хочу ответить на вопрос, который мне задают многие - “Как воспитывать ребенка одному родителю?”. Ответ на него я дал в начале этой статьи, но повторю еще раз - ребенку нужны не родители, как таковые, а нужны инфантильная и зрелая любовь отца и матери. опубликовано