Развитие в 6 7 месяцев. Подготовка к вакцинации. Поведение: понимаем малыша

Ребенок в 6 месяцев стал сильнее практиковать перекаты с одной стороны, в другую. Малыш в полгода усвоит перекаты, как главный вид передвижения по земле, а может все это пропустить и сразу же научится сидеть и ползать. Все время пока дитя осваивает новые навыки и показывает интерес к передвижениям, исследуя окружающую среду, маме не стоит волноваться.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

  • Переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • Ползать (попытки);
  • Сидеть с поддержкой;
  • Опираться на опору кончиками пальцев ног;
  • Брать предмет всей ладонью;
  • Держать уверенно голову;
  • Играть самостоятельно до 10 минут;
  • Изучать отражение в зеркале;
  • Показывать недовольство и радость;
  • Делать гримасы;
  • Лепетать;
  • Манипулировать взрослыми;
  • Подражать окружающих;
  • Изучать подолгу предметы;
  • Тянуть все в рот
  • Поворачивать голову на малейшие звуки;
  • Показывать реакцию на мимику взрослых;

Развитие ребенка в 6 месяцев

Мальчики крупнее девочек ровесниц, но физически развиваются немного медленнее. Они в большинстве случаев умеют в 6 месяцев переворачиваются, но не сидят самостоятельно и не умеют ползать.

Чем позже девочка научиться сидеть, тем лучше для ее здоровья.

Физическое развитие

К шестимесячному возрасту малыш удваивает свою массу тела в сравнении с весом при появлении на свет и вырастает в среднем на 15 см. Ширина плеч в идеале должна составлять 1/4 от длины самого тела. Показатели роста, веса, объема головы зависят от многих факторов, но основную роль играет наследственность.

Психическое развитие

В 6 месяцев ребенок узнает свое имя, названия знакомых предметов и любимых игрушек. Новым в поведении малыша станет и появление страха перед незнакомцами или малознакомыми людьми. Одно из важных умений шестимесячного крохи является стремление заставить взрослого выполнять свои желания. Младенец умеет выражать свое мнение мимикой, то улыбнется, то наморщит лоб.

Особенности развития недоношенных детей

Масса тела удваивается. Прибавка в росте составляет в среднем 2-5 см. Увеличивается окружность головы до 1.5 см. Ребенок делает попытки переворачиваться со спины на живот. При правильно организованном уходе, занятиях и упражнениях физического и психического отставания не должно быть заметно в возрасте 6 месяцев.

Какие развивающие игрушки нужны для 6 месячного ребенка

  • мобиль,
  • погремушки;
  • резиновое колечко-прорезыватель;
  • музыкальные игрушки (барабан, ксилофон, дудочки, колокольчики);
  • пищащий мячик;
  • игрушки с зеркальными поверхностями,
  • тубусы с крупяными и блестящими наполнителями,
  • игрушки с прозрачными стенками,
  • диск, разделенный на контрастные цветные сектора,
  • мягкая книжка с картинками.

Раннее развитие детей включает правильный выбор игрушек. Кроме манежа, развивающего коврика, ребенку нужны яркие (желтые, красные, зеленые, синие) и безопасные игрушки из качественных материалов. Например, деревянные, также издающие звуки, катающиеся и разной фактуры.

Поведение

В 6 месяцев ребенок не только получает внимание от других, но и становится инициаторам. Маму могут посетить ранее незнакомая тревога поскольку действия малыша неразборчивые. Есть вероятность, что все, кто приблизится к младенцу, могут стать его друзьями. Но не волнуйтесь, он все еще нуждается в материнской заботе и ласке именно от вас.

Ребенок понял, что его поведение, нравится оно вам или нет, задевает вас, поэтому с шести месяцев (и все последующие годы) он будет делать все, чтобы привлечь ваше внимание. Прямо сейчас все действия кажутся вам милым, но когда малыш будет взрослеть, есть большая вероятность того, что он будет делать некоторые вещи назло, только для привлечения внимания. Не забывайте хвалить хорошее поведение. Это способ научить младенца отличать правильное от плохого.

Малыш начинает расширять свои методы по привлечению внимания, и теперь они не ограничиваются плачем. Можно заметить, что ребенок постоянно двигается в 6 месяцев, издает разные шумы, надувает губки бантиком и т.д. В следующие три месяца, у младенца будет развиваться индивидуальный стиль, с помощью которого он будет давать вам знать, о чем он думает, что хочет или в чем нуждается.

Одежда для успеха

Ребенок становится более активным в шесть месяцев, потому ему нужна удобная детская одежда . Выбирать нужно вещи пошитые из мягких тканей, чтобы избежать натертой кожи во время движений. Свободная, растяжимая и дышащая одежда — это очень умный выбор и обеспечит вашему малышу полную свободу движений.

Одежду с грубыми и колючими швами не нужна ребенку. Длинные галстуки, застежки или бабочки (они могут давить на шею); и все, что может помешать малышу:

  • спать,
  • ползать,
  • играть или делать другие движения.

Стул ребенка

Цвет или запах стула поменяется после . Это нормально. Если кал стал слишком твердым, поменяйте некоторые фрукты, овощи, каши или ячменные зерна (откажитесь от риса, бананов или яблочного пюре, они могут спровоцировать ).

Как развивать ребенка в 6 месяцев

Язык жестов

В 6 месяцев пришло время учить ребенка языку жестов. У малыша развивается быстрее моторика, чем речь. Большинство детей, например, учатся махать рукой (приблизительно 9 месяцев) или указывать на предмет (к одному году) задолго до того, как он сможет выговорить пока-пока или посмотрите на это!

И не волнуйтесь: Общение знаками не помешает, а наоборот поможет ребенку быстрее начать говорить.

Левша или правша?

Шестимесячный ребенок может некоторое время предпочитать одну руку, а потом наоборот. Определить главную рабочую руку у малыша получиться к 2-3 годам.

Правша или левша будет ребенок в будущем заложено еще до его рождения. Нельзя заставлять малыша использовать правую руку в то время, как на самом деле он левша. Будут проблемы со зрительно-моторной координацией, ловкостью и почерком.

Игры с ребенком в 6 месяцев

Привязанный воздушный шарик к ножке малыша будет помогать развивать понимания причинно следственной связи (ножка пошевелилась — шарик тоже).

Ребенок будет наслаждаться групповыми играми, особенно теми, которые включают в себя звуки и слова. Разрешайте малышу быть лидером время от времени, а также имитируйте его звуки. Когда настанет ваш черед лидировать, хорошим способом научить и удивить младенца это издавать звуки животных («ква-ква», «му-му»)

Важно играть с ребенком со звуками, например: всплесками воды, шумом батареи. Нужно показать малышу, как издавать эти смешные звуки (может даже иногда раздражающие), а потом дайте очередь младенцу.

Развитие тактильных ощущений у детей

Ребенок использует все свои подручные материалы для исследования окружающего мира (язык, руки, ноги). В доме вокруг малыша должно быть все безопасно для игр. Младенцу понравится сжимать мягкий резиновый мяч, похлопывать искусственный мех, грызть охлажденные предметы и слушать звуки из разных мягких игрушек.

Читаем книги

Рассматривая книжки с ребенком, вы вложите в него любовь к чтению книг с шести месяцев. Неважно, какую выбрать книжку. Настольные красочные и крепкий книги у которых есть выдвижные картинки или текстурированные иллюстрации.

Малыш не сумеет открыть книгу или перевернуть страницу до 9-12 месяцев. У младенца, скорее всего, нет терпимости сидеть и ничего не делать, пока вы читаете ему истории, но не сдавайтесь. Нет разницы, сколько ребенку месяцев, чтение обеспечивает хорошую возможность для объятий и общения.

Балансирование

Ребенок умеет поддерживать в 6 месяцев свой вес опираясь на ноги. Такие упражнения укрепляют его мышцы для свободного передвижения в будущем. Поддерживайте малыша подмышками и помогайте ему стоять на полу или на ваших коленях. Будьте готовы к большому количеству хихиканья.

Развитие моторики

К шести месяцам ребенок, наверняка, умеет сбрасывать вещи с любой поверхности и перелаживать предметы с одной руки в другую без лишних усилий. Развивающие движения руками включают в себя движения пальцами и запястьем.

Явная моторика необходима для ползания, во время чего используются крупные мышцы такие как, рука, нога, стопа и полностью все тело. Для развития моторным навыкам ребенка, положите игрушку в место, куда он не сумеет добраться, и посмотрите, сможет или он добраться к ней, подбадривайте его – но не давайте игрушку.

Ребенок рассеивает разочарование и становиться намного увереннее и даже быстрее, если вы не будете давать все на готовом блюдечке.
После нескольких попыток, малыш наклониться вперед, чтобы схватить игрушку, а затем выпрямиться снова. В ближайшее время, младенец научится раскачиваться взад и вперед на руках и коленях.

Малыш интересуется мелкими деталям вокруг себя. Методов исследования от 6 месяцев становится все больше и больше. По мере исследования, убедитесь, что держите пуговицы, монеты, булавки, воздушные шары, камни и другие опасные предметы удушья вне зоны досягаемости.

Прикорм в 6 месяцев

Шестой месяц — это время время менять рацион питание ребенка, начиная вводить первый прикорм, будь он на гв или ив. Первыми в меню малыша на гв и ив войдет пюре таких овощей:

  • кабачок;
  • цветная капуста;
  • брокколи;
  • сладкая картофель;
  • цукини;
  • морковка.

Чем кормить ребенка в 6 месяцев, кроме овощей?

Давать ребенку можно каши и соки. С каш начинают прикорм, если у малыша проблемы с набором веса. Противников и сторонников соков в качестве первого питания младенца почти 50 на 50. Плюс сока — это витамины и желание крохи его пить, но минус заключается в не желании в дальнейшем кушать каши или овощи из-за разности во вкусе.

Сколько должен весить ребенок в 6 месяцев

Вес девочек (кг)

месяц очень низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий очень высокий
5 4.8 5.4 6.1 6.9 7.8 8.8 10
6 5.1 5.7 6.5 7.3 8.2 9.3 10.6
7 5.3 6 6.8 7.6 8.6 9.8 11.1

Вес мальчиков (кг)

месяц очень низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий очень высокий
5 5.3 6 6.7 7.5 8.4 9.3 10.4
6 5.7 6.4 7.1 7.9 8.8 9.8 10.9
7 5.9 6.7 7.4 8.3 9.2 10.3 11.4

Рост ребенка в 6 месяцев

Рост девочек (см)

месяц очень низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий очень высокий
5 57.4 59.6 61.8 64 66.2 68.5 70.7
6 58.9 61.2 63.5 65.7 68 70.3 72.5
7 60.3 62.7 65 67.3 69.6 71.9 68.6

Рост мальчиков (см)

месяц очень низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий очень высокий
5 59.6 61.7 63.8 65.9 68 70.1 72.2
6 61.2 63.3 65.5 67.6 69.8 71.9 74
7 62.7 64.8 67 69.2 71.3 73.5 75.7

Почему ребенок 6 месяцев начал плохо спать

Одной из главных причин плохого сна в шестимесячном возрасте это дефицит кальция, так как он интенсивно расходуется на рост костей и зубов. Нехватка кальция в детском организме возбуждает нервную систему. Известный на тв педиатр Е.О Комаровский рекомендует давать малышу 1 таблетку кальция глюконата в сутки.

Полгода жизни – первый «юбилей» малыша, в это время он начинает бурно развиваться, проявляя свои личностные качества. У него появляется характер, предпочтения, привычки, происходят психические и физические изменения. В этом возрасте существенно меняется рацион и режим дня ребенка, растет вес и рост человечка, ему особенно необходимо внимание родителей и общение с ними.

Физическое развитие ребенка в полгода

Речь идет не только о весе и росте, но и навыках маленького. Здоровый ребенок 6 месяцев осваивает новые движения и позы, он хорошо сидит, облокотившись на вертикальную поверхность. Теперь можно устроить его в коляске сидя, но долго держать его в таком положении не надо – он будет уставать.

В конце 6 месяца необходимо ввести прикорм. Первые полгода жизни можно кормить его только грудным молоком, но теперь пришла пора знакомить человечка и с другой пищей. При этом не стоит полностью прекращать грудное вскармливание - малыш будет с удовольствием питаться молоком мамы до года и даже дольше.

Спит карапуз в полгода по 14-16 часов в день, при этом 10 часов он спит ночью, а днем спит 2 – 3 раза по 2 часа. Если ребенок спит днем 3 раза, то самый длительный сон должен приходиться на середину дня, а утром и вечером отдых может быть достаточно коротким.

Вес и рост человечка продолжают увеличиваться, но если не ввести прикорм, то вскоре малыш перестанет расти. Таблица роста и веса полугодовалых девочки и мальчика дает следующие данные:

Показатели роста и веса относительны - они указаны для среднего младенца. Если он не достигает нужных размеров, не волнуйтесь, посмотрите на взрослых, которые сильно отличаются друг от друга по росту и весу. Главное, чтобы ребенок рос от недели к неделе, чтобы налицо было его развитие.


В полгода малыш уже может сидеть самостоятельно, но только если за ним есть вертикальная опора

Психоэмоциональные показатели развития и навыки

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Что умеет полугодовалый человечек, что является нормой? Выше говорилось, что он сидит, опираясь на вертикальную поверхность. Он активно двигается, крутится, переворачивается со спины на живот и обратно, совершает попытки ползти. Если малыш не умеет переворачиваться, но он активен, смеется, общается - не беда, навык разовьется чуть позже.

Список основных навыков шестимесячного нормального ребенка:

  1. Ребеночек сидит в коляске и в детском стульчике. Когда он бодрствует в кроватке, то пытается сесть сам. Если сидеть он еще не может, ничего страшного в этом нет. Подождите несколько недель, прежде чем бить тревогу, ведь не все малыши развиваются строго по графику, норма у всех немного разная.
  2. Когда ребенку 6-7 месяцев, он пытается ползти. Если поверхность ровная и удобная, у него получается ползать. Положите недалеко от ребенка яркую игрушку, стимулируйте его желание подползти к ней - это очень полезное умение. Те, кто в раннем детстве хорошо ползал, не имеют болезней позвоночника в более старшем возрасте (рекомендуем прочитать: ). Кроме того, ползание подготавливает ребенка к хождению во взрослой жизни, у него развиваются необходимые мускулы.
  3. Шестимесячный малыш может сам брать предметы. Он пробует их «на зуб», трясет, ударяет друг о друга, пытаясь найти игрушкам применение. В это время зарождается понимание причинно-следственных связей, потряс колокольчик - он зазвенел, выкинул мячик из кроватки - он пропал. У малыша складывается первичное понимание сути вещей.
  4. Карапуз громко смеется, кричит, поет на своем непонятном языке. Он пытается имитировать звуки, которые слышал от родителей. В лепете все еще преобладают гласные звуки, но появляются и согласные.
  5. Маленький человечек очень любит играть с родителями. Он кричит от восторга, когда папа подкидывает его вверх и ловит, ему нравится, когда мама качает его на коленках или на вытянутых ногах. Он любит, когда его кружат, держа под мышками. Только делайте все это осторожно, подальше от мебели, чтобы не навредить маленькому.

Посмотрите видео про поведение полугодовалого малыша - это поможет вам оценить развитие вашего чада.

Сводная таблица навыков и умений малыша в 6 месяцев:

Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность При подтягивании за ручки карапуз присаживется и поднимается на ножки, пытается переступать, опираясь на вю стопу. Пританцовыввает - пружинит на твердой опоре. Подползая и переставляя ручки, передвигается по кроватке (манежу). Переворачивается с животика на спинку. Сидит, но быстро теряет равновесие.
Действия с предметами Манипулирует игрушками, перекладывая их из одной руки в другую. Учится схватывать предметы: сначала находит глазами, затем целенаправленно подводит ручку и берет. Тянет игрушки в рот, "изучая" их не только пальчиками, но и деснами.
Навыки Кушает с ложечки, снимая еду губами. Пьет из чашки (из рук взрослого).
Зрение Развивается острота зрения: малыш изучает объект в деталях, любит мелкие предметы.
Слух Реагирует на интонации, свое имя. Радуется, когда взрослый к нему обращается. Любит музыку - "подпевает".
Эмоции Все больше привязывается к близкому взрослому (маме), появляется настоящая привязанность и любовь. Незнакомцев может воспринимать с тревогой. Общение с близкими обретает ситуативно-деловой характер: малышу нужно, чтобы взрослый вовлекал его в дело, подбадривал, хвалил. Обижеся, если на него не образают внимания или отбирают игрушку.
Речь Произносит отдельные лепетные слоги, а к концу месяца звуков в его лексиконе становится уже около 40, и малыш вовсю лепечет.
Интеллект Все исследует и изучает. Учится узнавать: т.е. соотносит новые впечатления о предмее с теми, что уже знакомы ему. На вопрос "Где…" уже четко отвечает - находит взглядом предмет. Совершает какое-либо действие только лишь для того, чтобы совершить другое, т.е. достичь желаемого - преодалевает трудности.

Поводы для волнения

Есть моменты, которые могут служить поводом для обращения к врачу:

  • если малыш не пытается потанцевать, когда его поддерживают за подмышки в положении стоя;
  • если он не пытается сесть во время бодрствования и не сидит, опираясь на подушки, когда его посадят родители;
  • если при игре он не перекладывает предметы из одной ручки в другую;
  • если он не хочет на ручки;
  • если не прислушивается, не вздрагивает, когда какие-то шумы произведены вне его поля видимости;
  • если он не узнает родителей, не лепечет что-то на своем языке, не улыбается.

Обратившись к врачу в этих случаях, вы получите рекомендации по дополнительным упражнениям с ребенком 6 и более месяцев. Возможно, врач назначит какое-то обследование и лечение.

Прикорм шестимесячного ребенка

Если ребеночек находится на грудном вскармливании, то 6-ой месяц – лучшее время для начала прикорма. Имейте в виду, что речь идет о конце периода. Не вводите новые продукты в меню, если ребенку неполных 6 месяцев. Если малыша кормили молочной смесью, то прикорм надо начать месяца на 2 раньше, поскольку он быстрее набирает вес.

Шестимесячному среднему грудничку уже не хватает материнского молока или смеси, чтобы компенсировать затраты энергии на активное движение - ему нужно больше полезных веществ – белков, жиров, минералов, микроэлементов. В том числе нужны растительные белки.

При позднем введении прикорма малыш труднее адаптируется к взрослой пище, иногда начинаются связанные с дефицитом витаминов болезни – рахит, анемия, гипотрофия, недостаток роста. Он не получает вовремя навык жевания, у него может нарушиться вкусовое восприятие пищи. К тому же, если вводить прикорм позже 7-ого месяца, придется добавлять одновременно несколько продуктов, а это нежелательно – возможно развитие аллергии на какой-либо продукт или нарушение работы пищеварительного тракта. Перед введением прикорма поговорите с педиатром.

Состав прикорма зависит от особенностей малыша. Если он обладает избыточным весом или у него часто бывают запоры, надо начать с овощей - можно сделать пюре из кабачков или цветной капусты (рекомендуем прочитать: ). Подойдет также капуста брокколи. Если малыш худощав, начните с каш, ему подойдут каши из гречки, риса и кукурузы. Пюре делают из вареных овощей блендером. Каши варят на воде без соли и сахара.


Овощной прикорм подойдет для тех малышей, которые набрали чуть больше положенного веса или страдают запорами - содержащаяся в овощах клетчатка позволит улучшить работу ЖКТ

Первые прикормы должны состоять из 1 продукта: например, пюре только из кабачков, каша только из гречки. Календарь введения различных продуктов в рацион малыша говорит о том, что смешанные овощные пюре и каши из нескольких злаков лучше вводить в меню после седьмого месяца. Прикармливать стоит в первой половине дня, чтобы в случае плохой реакции малыша – рвоты, болей, поноса, вы могли справиться с ситуацией до вечера. Начинайте прикорм с 1 чайной ложки.

Режим питания

Прикорм удобно начинать летом, когда в продаже есть много качественных овощей. Старайтесь сделать пюре однородным и негустым - блендер позволяет это осуществить. Если пюре получается густым, добавьте в него воду от варки овощей. Каша не должна содержать комков - крупу можно сначала размолоть до состояния муки.

Питание ребенка 6-ого месяца жизни выглядит так: сначала вы даете ½ или 1 чайную ложку прикорма, затем докармливаете малыша молоком. За 10 дней доведите количество прикорма до 180 грамм и полностью замените 1 кормление прикормом. Новый продукт давайте только тогда, когда малыш привык к предыдущему.

Следите, нет ли у ребенка аллергии на какой-либо продукт. Если появится сыпь или красные пятна, исключите последний добавленный продукт. Проверьте, нормальный ли у малыша стул.

Малыш ест пять-шесть раз в день. Режим питания выглядит так:

  • 1 кормление - рано утром дают грудное молоко;
  • 2 кормление - поздним утром дают немного фруктового пюре, затем мамино молоко;
  • 3 кормление - днем дают овощное пюре или кашу;
  • 4 кормление - ранним вечером дают фруктовое пюре, затем грудное молоко;
  • 5 и 6 кормление - на ночь и ночью дают только грудное молоко.

Время кормления может быть разным у разных детей, оно зависит от предпочтений ребенка. Ночью ребенка можно не кормить, если он спит и не требует еды, надо только соблюдать интервал между кормлениями – не меньше 3,5 часов.

Известный педиатр обращает внимание на то, что некоторые трудности в жизни 6 – 7 месячного малыша - это норма. У человечка начинают резаться зубки, поэтому он может беспокоиться и плохо спать. Доктор Комаровский советует подольше гулять с малышом, купать его в прохладной воде, поплотнее накормить на ночь, чтобы он заснул. Перед сном можно сделать ребеночку расслабляющий массаж. Главное - не переживайте, и помните, что все трудности временны. Зубки лезут по очереди и периоды беспокойства долго не длятся. Вес вашего малыша может немного уменьшиться в это время - относитесь ко всему спокойно, тогда будет спокоен и ваш малыш.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует исключительно грудное вскармливание до 6 месяцев. Затем в дополнение к грудному молоку следует начинать вводить всем детям, независимо от вида вскармливания.

Навыки и умения

♦ Умеет в положении лежа на животе вытягивать руки, долго удерживать такое положение, подтягивают ноги и сгибают их в коленях, пытаясь встать на четвереньки.

♦ Некоторые уже умеют ползать и вставать на четвереньки и раскачиваться вперед-назад.

♦ Появляется активная речь, которая пока является набором звуков и слогов.

♦ Берет игрушку из различных положений.

Эмоциональное развитие ребенка очень важно. Любимые игрушки, книжки с большими картинками – все это вызывает его бурный восторг. Как можно чаще читайте его любимые сказки, и вскоре он начнет их запоминать и реагировать улыбкой на знакомое начало .

Двигательное развитие

Ребенок, который еще месяц назад лежал на животе и мог только вытягивать ручки и приподнимать немного грудь над полом, сейчас уже умеет вставать на четвереньки, а иногда и ползать (пусть на животе и совсем не далеко).

Некоторые дети в 6 месяцев начинают самостоятельно сидеть. Поэтому сейчас начинается время активного передвижения ребенка. Не оставляйте малыша одного на кровати и если оставляете на полу, то максимально обезопасьте окружающее пространство.

Ребенок активно играет с игрушками, легко их перекладывает из руки в руку. Гремит погремушкой, стучит игрушками об пол.

Как играть с ребенком в 6 месяцев

В этом возрасте легко развивать слух ребенка. Различные звенящие, бренчащие коробочки, пищащие игрушки – все привлекает его.

Обратите внимание: игрушки должны быть безопасными (в том числе по размеру), чтобы малыш не мог их , поскольку основной метод познания ребенком окружающих вещей – через рот. Все, что можно, он хватает и пробует на вкус.

Любимая игра детей «Ладушки» – отличный вариант развития моторных навыков. Ребенок старается под песню попадать ладошкой по ладошке. Это развивает в том числе координацию движений.

Начальное развитие речи

Ребенок уже умеет удваивать и утраивать слоги – это начальное развитие . Эти попытки заговорить должны активно поддерживаться родителями. Несколько раз повторяйте ребенку названия тех или иных предметов. Можете пытаться вести с малышом своеобразный «диалог», отвечая ему на его активный лепет и поддерживая такой разговор.

Что чувствует и как себя ведет

Ребенок уже хорошо фокусирует взгляд и не скрещивает глаза. Он может следить за катящимся мячом или следит за достаточно быстрыми движениями старшего брата, играющего поблизости.

Вы можете увидеть, как малыш сосредоточенно смотрит на игрушку, которая находится у него в руке. Улучшается координация рук и глаз. Обратите внимание, как он сначала рассматривает объект, а потом пытается доползти до него.

Младенцы узнают о мире через прикосновение. Когда вы обнимаете или целуете своего ребенка, он понимает, что находится в безопасности и любви. Когда ваш ребенок чувствует прохладный ветерок на щеке, он узнает об окружающем мире.

Возможности для развития тактильных ощущений вашего ребенка в этом возрасте бесконечны даже в течение обычного дня. Малыш будет играть с игрушками и книгами, с вещами, имеющими различную текстурную поверхность. Посмотрите, нравится ли вашему ребенку прикасаться к мягкой плюшевой игрушке или чувствовать текстуру ковра. Пусть малыш благополучно исследует окружающий мир.

Не забывайте, что ребенку важно чувствовать себя в безопасности рядом с родителями и знать об этом. Целуйте, обнимайте детей так часто, как можете, они от этого становятся сильнее.

Шестимесячный ребенок: что умеет малыш, развивающие игры, особенности

Шестимесячный ребенок: особенности развития, что умеет ребенок в 6 месяцев, игры и упражнения, игрушки.

Каждый месяц первого года жизни – это особый этап развития, в котором ребенок делает новый шаг. А шесть месяцев – это еще и переход на новый этап жизни – начинается второе полугодие первого года жизни младенца. В этом возрасте малышу уже недостаточно только ласки и внимания взрослого. Для его развития очень важным становится «деловое» общение с мамой в ситуациях игры с игрушками и предметами. Это новый уровень общения и социального развития малыша, в котором появляются новые качества и умения ребенка, развивается его интеллект. Если малыш остается на уровне предыдущем (только эмоционального общения и ласки, улыбок, прикосновений), то это неблагоприятно влияет на особенности и социального развития, и развития сенсомоторного интеллекта ребенка. Тогда ребенок начинает отставать в развитии.

В статье Вы найдете базовые, основные упражнения для шестимесячных детей, которые помогут предупредить многие возможные отклонения в развитии малыша и позволят сформировать у него те умения, которые развиваются именно в данный период жизни ребенка . Именно эти упражнения десятилетиями делали с малышами их мамы и бабушки, им обучали родителей в маминых школах при детских поликлиниках. А сейчас о них мало кто знает. Сейчас стало модным среди некоторых родителей считать эти упражнения излишними («и так заговорит, да и ползать научится без упражнений») и основное внимание направлять на «изучение букв и цифр» уже с пеленок, развивая «гениальность». И при этом подходе, набирающем всё большую популярность, катастрофически растет количество детей, отстающих от нормального развития и детей с неврозами и эмоциональными проблемами, с серьезными речевыми проблемами! А нормы развития детей стали перестраиваются под эти модные тенденции. Так, сейчас чуть ли не гениальными считаются дети, говорящие 12 слов в год и свободно владеющие к этому сроку ходьбой. Хотя раньше это была норма, а если ребенок этого не достигал к году — то это считалось уже отставанием в развитии. Стоит над этим задуматься!

Если же не гнаться за «гениальностью» (которая, кстати, к школьному возрасту оказывается вовсе не гениальностью и не оправдывает вложенных усилий родителей), а давать ребенку плодотворную почву для гармоничного своевременного развития, то можно вырастить прекрасного, здорового, счастливого, активного, самостоятельного, любознательного малыша и избежать многих проблем с его здоровьем физическим и психическим. Чего Вам всем желаю и чем могу помогаю Вам этой статьей:)! Ведь все упражнения, подходы, которые даны в ней основаны на многолетних исследованиях развития детей отечественными врачами, психологами и педагогами, а их эффективность доказана десятилетиями практики развития малышей.

Что умеет ребенок к началу периода — к 6 месяцам — мы уже с Вами знаем. Об этом мы говорили в статье

Шестимесячный ребенок: особенности развития, игры и упражнения

1. Развитие предпосылок речи у ребенка в 6 месяцев

1.1. Развитие подражания речи близкого взрослого

Шестимесячный ребенок интересуется звуками человеческого голоса, наблюдает внимательно за губами и мимикой лица говорящей мамы. Он очень любит повторять разные звуки в своем лепете, имитирует звуки, услышанные от взрослых, в играх – перекличках. Постепенно усиливается сходство произносимых малышом звуков со звуками родной речи. Чаще начинают встречаться в лепете ребенка звуки и, у, о.

В возрасте шести месяцев малыш уже четко слышит произносимый им слог и повторяет его многократно.

Это нужно знать каждой маме: У глухих детей гуление (протягивание гласных звуков) и гуканье появляются в то же время, что и у слышащих детей. А вот лепет (лепетом называется повторение не отдельных звуков, а слогов ба-ба-ба, ма-ма-ма, тя-тя-тя и т.п.) не возникает из-за отсутствия слуха. Поэтому очень важно следить за развитием своего ребенка и запомнить, вовремя ли у него появился лепет! И вовремя сообщить об этом наблюдающему Вашего малыша врачу. Иногда глухие дети не получают своевременную помощь, т.к. мамы не знают, что активное гуление в первые месяцы жизни не означает хороший слух младенца!

Как развивать у ребенка в 6 месяцев подражание речи?

Развить у шестимесячного малыша умение подражать речи взрослого невозможно без близкого эмоционального контакта. Чужим взрослым людям или диктору из так называемого «развивающего видео по развитию речи для младенцев» ребенок подражать не будет! И не может! Ему нужен именно мамин голос! Поэтому очень не советую тратить время на такие псевдоразвивающие видео, после которых у многих малышей речь отстает в своем развитии, а заняться действительно полезными упражнениями, развивающими речь, умение подражать звукам родного языка и предупреждающими нарушения речи.

Лепет – это своеобразная речевая зарядка для ребенка, которая укрепляет речевой аппарат и содействует его правильному развитию. Обязательно используйте в общении с шестимесячным ребенком много потешек! Потешки имеют уникальное значение в развитии речи шестимесячных малышей, т.к. в них часто повторяются слова и слоги из детского лепета – тили-тили, ту-ту-ту, гу-гу-гу и другие. Причем повторяются эти слоги в сильной позиции, в которой ребенку проще и легче их услышать и выделить из речевого потока. Это тоже будет способствовать развитию лепета у малыша.

Разговаривая с шестимесячным малышом тяните медленно протяжно гласные звуки: «Вот и соооооолнышко мое проснуууулось. Проснууууулось да потянуууууулось! Вот какие потягууууушечки!», говорите не спеша, делая паузы между своими фразами. Называя разные игрушки и предметы, тоже тяните гласные звуки, помогая ребенку научиться вслушиваться в Вашу речь: «Вот какой колокооооооольчик! Колокооооольчик звениииит: дииинь-диииинь-диииинь»

Упражнение «Перекличка»

Это базовое упражнение для шестимесячных детей – веселая игра со слогами и звуками родного языка с помощью мамы. Без перекличек практически невозможно сформировать у ребенка подражание звукам.

Перекличка – это своеобразный диалог мамы с ребенком, в котором мама повторяет за малышом звуки и слоги его лепета, а затем делает паузу для ответа ребенка. После этого мама говорит ребенку другие слоги, а малыш повторяет за ней.

Умение подражать слогам мамы достигается не сразу. Сначала малыш просто смотрит внимательно на рот говорящего взрослого и ничего не повторяет. Это нормально, ведь он еще не может понять, что за новую игру предлагает мама. Малыш может в ответ маме начать двигать губами беззвучно, делать разные движения ртом. Это тоже нормально. Начните протягивать гласные, утрируя их артикуляцию – ааа, ооо, ууу, делайте паузы, говорите с разной силой голоса, с разной высотой голоса и с разной интонацией. Обязательно делайте паузы, чтобы наблюдающий за Вами малыш смог Вам ответить если не звуком или слогом, то хотя бы движением рта.

Правила проведения перекличек для развития подражания речи у шестимесячного ребенка:

  1. Ведя перекличку, Вы должны стоять так, чтобы Ваше лицо находилось в поле зрения ребенка, и ничего не мешало ему наблюдать за Вами (проследите, чтобы в глаза ребенка не бил яркий луч солнца или свет от лампочки).
  2. Во время переклички не должно быть посторонних отвлекающих звуков – звука телевизора или радио. Малыш должен слышать только ваш голос и должен быть сосредоточен на Вашем лице.
  3. Сначала играем в игре в перекличку только с теми звуками, которые ребенок уже произносит. Например, малыш лежит и тянет ба-ба-ба (или ааа). Похвалите и повторите за ним этот слог: «Умница! Скажи еще раз ба-ба-ба! Ба-ба-ба!». Сделайте паузу для ответа. Если малыш не реагирует, еще раз скажите ему с разными интонациями ба-ба-ба. Предлагайте для повторения те звукосочетания, которые ребенок уже говорит (ва-ва-ва, бу-бу-бу, ба-ба-ба и другие). И только к 7 месяцам Вы сможете вводить в упражнения – переклички новые для ребенка сочетания звуков – тятятя, дидиди, татата и т.п.

Наилучшее время для развития умения подражать речи взрослых у шестимесячных детей — время бодрствования после сна, примерно через полчаса после пробуждения.

1.2. Развитие понимания речи близкого взрослого у шестимесячного ребенка.

В 6 месяцев ребенок начинает понимать речь близкого взрослого. Он вслушивается в слова, проявляет внимание к тому, что говорит мама. Для развития этого умения мы будем регулярно проводить с малышом игру «Где…».

Игра «Где…?»

Для развития понимания речи проводите с шестимесячным малышом упражнения, побуждая его поворачивать голову и отыскивать взглядом называемый предмет – «Где часики тик-так? Где собачка ав-ав? Где киска мяу-мяу?»

Очень важно: предметы для этой игры ВСЕГДА должны находиться в одном и том же определенном месте в комнате.

Когда малыш начнет легко ориентироваться в словах и предметах, проведите игру с новыми предметами в комнате ребенка и словами, их обозначающими. Спросите: «Где мама? Где папа? Где баба? Где деда?», знакомьте с другими словами.

Игра «Где огонек?»

Когда в комнате зажигается свет (люстры или настольной лампы), ребенок всегда поворачивает голову в сторону источника света. Этот момент можно использовать для игры. Спросите: «Аленушка! Где огонеееек? Воооот огонек!». Можно повторно погасить и зажечь лампу, задавая вопрос» «Где огонееек?» И радостно восклицая «Воооот огонек» при появлении света.

С 6 месяцев можно начать учить малыша показывать по Вашей просьбе простые движения в играх – «ладушки», «до свидания», «какой большой»! И предлагать их повторить.

2. Развитие движений у ребенка в 6 месяцев

2.1. Побуждаем к ползанию: как учить ребенка ползать?

Ползание – это важнейший вид движений для шестимесячных малышей.

С шестимесячным ребенком очень важно проводить игры и упражнения, побуждающие его ползать. Для стимулирования ползания привлекают ребенка показом игрушки, называют ее, подзывают ребенка по имени, стимулируют подползти к игрушке. Как только малыш дополз до игрушки, дают ему возможность поиграть с ней.

Можно поиграть в прятки , то пряча игрушку, то показывая ее и побуждая подползти к ней. С шестимесячными детьми уже можно поиграть и в «догоню-догоню» , чтобы малыш, смеясь, полз от вас, а вы его «догоняли». Причем темп ползания в «догонялках» должен расти – Вы догоняете всё быстрее и быстрее, а малыш меняет скорость ползания.

Некоторые родители говорят, что их ребенок вообще не ползал, но пошел, как и положено, в год. По зарубежным данным, такая ситуация встречается сейчас в 15 % современных семей (Д. Хопкин – журнал «Итоги», 1998) Да, так бывает, если малышу просто не дают возможности ползать по разным причинам (нет пространства в комнате в связи с плохим жилищными условиями семьи; страх родителей, что ушибется, поранится; ограничение движений ребенка для собственного удобства – так жить безопаснее и не будет излишних проблем). Но отсутствие ползания — это неблагоприятный вариант развития для ребенка.

Ползание важно не само по себе, а как необходимый этап в развитии шестимесячного ребенка. Ползание развивает и укрепляет мышцы ног, рук, спины, брюшного пресса, шеи, помогает сформировать правильную осанку, укрепляет вестибулярный аппарат, активизирует обмен веществ и позволяет ребенку хорошо расти и развиваться. Ползание существенно влияет на поведение ребенка – он становится более самостоятельным и подвижным, более активным, что важно для познавательного развития малыша.

Поэтому приготовьтесь заранее и обеспечьте шестимесячному ребенку безопасное пространство, в котором он сможет ползать с удовольствием, а Вы будете за него спокойны.

Игры с шестимесячным ребенком для стимулирования ползания

Игра «Догоню»

Говорите ребенку «догоню» и имитируйте погоню, побуждая его быстро ползти от Вас. Догнав ребенка, возьмите его на руки, обнимите, поиграйте в веселую игру. И вновь повторите игру в догонялки с ползанием. Меняйте темп движений.

  • Расставьте на полу предметы, чтобы малыш мог ползать вокруг них, подползать под них, заползать на них (стол, стул, подушка, валик).
  • Положите подушечку и покажите, как на нее можно заползать, покажите, как можно проползать под столом, как можно ползти вокруг стула.
  • Положите под стул игрушку так, чтобы малыш ее увидел, и ему захотелось подползти под стул и достать игрушку.
  • Раскладывайте в пространстве для ползания яркие игрушки крупного размера (примерно 25 см), которые будут стимулировать малыша ползти к ним и исследовать их.

Этими несложными упражнениями Вы будете развивать умение малыша легко и свободно ползать в разных направлениях и в разном темпе.

Игра «Каталка»

Возьмите яркую игрушку на колесиках (каталку размером 20-25 см) и поставьте ее на расстоянии 1 метр от малыша. Толкните каталку ближе к ребенку, чтобы он мог к ней подползти и достать игрушку. Когда малыш достанет игрушку, дайте ему немного поиграть с ней, и снова откатите игрушку на полметра, стимулируя малыша подползти к ней.

2.2. Когда малыш сидит?

В 6 месяцев малыш может сидеть, держа спинку и сохраняя равновесие. Но сам садиться он еще не умеет, в этом ему помогают взрослые. При сидении многие шестимесячные дети поддерживают себя, опираясь руками о пол. Только к 8 месяцам ребенок сможет сидеть самостоятельно без поддержки в течение 10 минут и играть в это время с игрушками. Не следует усаживать ребенка в подушки раньше времени, это вредит позвоночнику!

Есть мнение среди исследователей — педиатров, что дети, которых начали раньше времени усаживать в дальнейшем предпочитают сидеть, а не двигаться, меньше своих сверстников занимаются с игрушками. К этому мнению стоит прислушаться. Шесть месяцев – время не для удобного для взрослых сидения малыша, а для неудобного для взрослых его активного ползания и самостоятельного освоения пространства.

Очень важно: желательно, чтобы малыш сначала научился ползать, а только потом научился садиться, так как ползание готовит организм ребенка к сидению и ходьбе.

Более подробно о том, как малыш учится сидеть, а также гимнастика для развития умения присаживаться и чувства равновесия — в статье

2.3. Скоро будем ходить! Подготовительные упражнения, готовящие к ходьбе, с шестимесячными детьми

С шести месяцев можно и нужно делать с малышом специальные упражнения, развивающие его ножки и готовящие ребенка к стоянию и ходьбе. Эти упражнения развивают не только мышцы, но и чувство равновесия. Все упражнения делаются в сопровождении ритмичных песенок, пестушек, потешек, стихов. Можете выбирать любые потешки, которые Вам нравятся и доставляют удовольствие Вашему ребенку.

Примерный перечень упражнений для шестимесячных детей:

  1. Велосипед (это упражнение можно делать и раньше 6 месяцев). Малыш лежит на спинке. Вы держите его ножки и делаете ими движения «велосипед», напевая детскую песенку или читая стишок.
  2. Наши ножки . Положите ребенка на живот, согните его ножки в коленях. Затем выпрямите их, разводите в сторону и соединяйте ножки вместе.
  3. Сгибание и разгибание ножек . Малыш лежит на спине. Сгибайте и разгибайте его ножки с легким нажимом коленками на живот (4-6 раз)
  4. Ходьба скользящими шагами. Малыш лежит на спине, а взрослый обхватывает его голени и делает его ножками скользящие движения напоминающие ходьбу на лыжах. При движении нога ребенка скользит по поверхности стола, то сгибаясь то разгибаясь.
  5. Поднятие ног. Малыш лежит на спине. Обхватите колени и голени поднимите его прямые ножки вверх, затем опустите. Повторите 4-6 раз.
  6. Перекрест ручек. Развиваем мышцы туловища, шеи, рук. Разводите и сводите ручки ребенка в стороны, перекрещивая их на груди.
  7. Боксер. Дайте малышу в руки два кольца (можно делать упражнение и без колец). Поочередно сгибайте и разгибайте руки ребенка, имитируя движения боксера.
  8. Круговые движения руками. Дайте в ручки малышу кольца и делайте медленные круговые движения руками 2-6 раз.
  9. Подпрыгивание. Возьмите ребенка под мышки и делайте с ним «подпрыгивающие» движения над столом. Ножки малыша при каждом «подпрыгивании» должны касаться поверхности стола. Можно чередовать подпрыгивание с покачиванием малыша из стороны в сторону.
  10. Присаживание (но не сидение! !!). Ребенок лежит на спине. Возьмите его за кисти и запястья. Отведите прямые ручки ребенка в стороны и слегка потяните их к себе. Этим Вы стимулируете ребенка «присесть». Затем вернитесь в исходное положение — ребенок лежит на спине. Повторите присаживание 2-3 раза.
  11. Выгибание. Ребенок находится в положении лежа на животе ногами к маме. Возьмите его за ручки (можно дать в руки кольца, и взяться за кольца) и медленно поднимите ручки ребенка вверх, потяните их чуть назад (похоже на «ласточку»). Спинка ребенка выгибается.

2.4 Развитие движений руки у шестимесячного ребенка

Шестимесячный ребенок может манипулировать игрушкой, не глядя на нее, а смотря в это время на какой-то другой предмет.

У ребенка 6 месяцев совершенствуются действия с предметами Нужно побуждать его рассматривать игрушки, размахивать ими, стучать, вкладывать и вынимать детали игрушек, прислушиваться к издаваемому игрушкой звуку, катать, постукивать, притягивать, отбрасывать, постукивать и делать другие действия с игрушками. Именно в практической деятельности с игрушками и обследовании предметов развивается не только моторика, но и интеллект малыша.

В шесть месяцев уже можно учить ребенка подражать самым простым действиям взрослого (покатить мячик, достать кубик из коробки, перевернуть ведерко с игрушками, положить в ящичек платочек, потянуть за веревочку и т.д.). Для этого:

  • Сделайте действие с игрушкой сами, когда ребенок за Вами наблюдает.
  • Потом повторите движение вместе с малышом («рука в руке»).
  • Снова сделайте движение сами (покажите его ребенку), и скажите малышу: «А теперь Анечка будет мячик катать кач-кач-кач-кач!».

Всегда называйте в играх с предметами их название, действие, признаки предмета (большой, пушистый, красный, красивый и др.). Это помогает развивать предпосылки речи у ребенка, в дальнейшем поможет ему очень быстро и хорошо заговорить.

Упражнение «Игрушка на ленточке»

Возьмите любую звучащую яркую игрушку. Можете сшить ее сами, вложив внутрь бубенчик, или взять готовую. Обвяжите ее прочно яркой атласной ленточкой. На другой конец ленточки привяжите пластмассовое колечко (можно купить такое колечко в отделе «Все для шитья» или в «Галантерее»). Расстояние от колечка до игрушки примерно 1 метр.

Положите колечко на расстоянии вытянутой ручки ребенка. Покажите, действовать колечком. Малыш подползает к колечку, тянет за него, начинает им двигать в разных направлениях. При этом раздается звук игрушки. Не нужно вмешиваться – пусть малыш сам догадается, откуда доносится звук и как его получить. Если у него это не получается, то покажите еще раз, откуда берется звук, вложите в ручку малыша колечко и потяните за колечко («рука в руке»).

Для этой игры каждый раз надо привязывать ленточку к новой игрушке – гремящей, шуршащей, звенящей и т.д. Можно привязать ленточку к колокольчику и показать, как по-разному можно дергать за ленточку, чтобы колокольчик зазвонил (вперед-назад, вправо – влево, по кругу, вверх – вниз).

Для шестимесячных детей и детей чуть старше есть замечательная серия материнских игр с мячиком, подвешенным на веревочке (автор — Ф. Фребель). Эти игры с мячиком для малышей в картинках и схемах Вы сможете найти в статье

Шестимесячный ребенок может сам заниматься с игрушкой примерно 1- 2 минуты и более (до 5 минут).

Игра с бочонками

(бочата – это русская народная игрушка с вкладышами). Разработка игры Л.Н. Павловой, канд. психологических наук, автора многих замечательных книг по развитию детей раннего возраста.

  • Возьмите бочонок с крышкой и платочек. Положите платочек в бочонок и закройте бочонок.
  • Поставьте перед малышом закрытый бочонок, из которого торчит конец цветного платочка. Малыш начинает подтягивать за уголок платочка. И вытаскивает платок, рассматривает его.
  • Снова положите платочек в бочонок и закройте бочонок так, чтобы уголок платочка был снаружи бочонка. Поставьте игрушку перед ребенком. Если малыш не догадался, как достать платочек, то покажите ему действия еще раз.
  • В бочонок можно складывать разные предметы. Но они должны быть безопасны для малыша (должны быть большого размера). Небольшие предметы всегда обвязываются цветной лентой. Конец цветной ленты находится наружи. Мелкие предметы нельзя использовать в игре с шестимесячным ребенком, т.к. это небезопасно!

В этом видео Вы найдете очень хороший материал о развитии движений во втором полугодии жизни ребенка (от шести месяцев и старше).

3. Развитие самостоятельности и опрятности в шесть месяцев

В 6 месяцев ребенок может есть с ложки.

В 6-7 месяцев можно начать приучать ребенка пить из чашки , придерживая ее руками. Посадите ребенка на колени, поднесите к его губам чашку и предложите попить. Малыш уже может выпить порцию (в чашке должно быть небольшое количество жидкости или жидкой пищи)

С 6 месяцев можно начать попытки попробовать решить проблему приучения ребенка к горшку . Зачем так «рано»?

Первое. В этом возрасте малыша легче приучить, чем в более позднем возрасте. Хотя полный контроль над естественными отправлениями формируется у ребенка в 2,5 – 3 года. Поэтому Вам решать, когда начинать. Но надо понимать, что чем позже – тем сложнее, тем больше у протеста у малыша, который не может понять, откуда взялся этот горшок и как научиться управлять своим телом? И никакие «звучащие» горшки не помогают!

Второе. Зачем в этом возрасте? Конечно, есть памперсы. Но Вы пробовали их сами? Нет? Тогда попробуйте — походите летом в самых лучших и дорогих «дышащих» памперсах для взрослых, или поспите в них ночью в теплом помещении, и Вы поймете самочувствие ребенка в них. Вы скажете — а Вы, автор статьи, что – пробовали? К сожалению, да, пришлось испытать, когда была в больнице. И больше ни за что не поверю, что они «дышащие». А врач в больнице сказала такие слова: «Я хотела бы, чтобы каждая мама прежде чем надевать на малыша памперс, надела бы его на себя и походила в них недельку. Тогда бы она всё поняла». По собственным ощущениям — это ужас! Как в них находятся бедные детишки, которые еще не умеют говорить и потому даже ни о чем даже попросить нас не могут!

Привожу мнение известного специалиста, который не зарабатывает на рекламе и потому пишет свое истинное мнение – С. Теплюк (книга «Ребенок от рождения до года» — 2013 год издания):

Наши бабушки начинали приучать малышей к горшку с 2,5-3 месяцев. Для этого они держали малюток над горшком, вырабатывая условный рефлекс. А с 6 месяцев, когда ребенок мог уже недолго сидеть – начинали приучать к опрятности и высаживали на горшок очень ненадолго. Считается достаточным предупредить «конфузы», высаживая на горшок в следующее время:

  • перед сном и после сна (если встал сухим),
  • перед прогулкой и после прогулки,
  • через 15 минут после кормления,
  • если ребенок проявляет признаки беспокойства (затормаживание движений, мышечное напряжение, малыш возится, беспокоится) – эти признаки индивидуальны у каждого ребенка.

Секреты успеха:

  • Горшок должен быть теплым и сухим, приятным для малыша.
  • Малыша надо хвалить за результат, если всё получилось!
  • Всегда будьте рядом с ребенком, но не держите его на горшке долго.
  • Не надо заставлять ребенка идти на горшок, если он уже всё сделал в памперсы или в штанишки.

В любом случае приучение к опрятности происходит не сразу, надо запастись большим терпением и знать, что результаты будут волнообразным – то всё хорошо, то снова возвращаемся к тому, с чего начали.

4. Какие игрушки нужны ребенку в 6-9 месяцев?

Используемые для шестимесячного ребенка игрушки должны быть разной фактуры и из разного материала (для развития тактильной чувствительности), а также всех цветов радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Предпочтительные материалы – ткань, пластмасса, дерево, резина.

Малышу с шести месяцев и старше нужны игрушки, которые могут изменять свой внешний вид – с подвижными элементами, веревочками для подтягивания деталей, с крутящимися деталями. Он порадуется и игрушке – забаве, такой как, клюющие курочки или богородские резные деревянные мишки или зайчонку на качелях.

Подберите игрушки так, чтобы у малыша были одинаковые наименования игрушек, но разные по цвету или по размеру (Например, большой мяч и маленький мяч, красная большая машинка и зеленая большая машинка)

С шести месяцев очень нужны ребенку сюжетные игрушки – зайчик, мишка, кукла, петрушка, киска и другие.

Любая игрушка должна давать возможность шестимесячному малышу ее обследовать и находить в ней что-то забавное, интересное, захватывающее, пробуждать его активные действия с ней.

Примерный перечень игрушек для шестимесячного ребенка:

  1. Твердые игрушки из пластмассы, дерева разного цвета и формы.
  2. Текстильные игрушки, изображающие людей или животных и сшитые из махровой ткани или бязи (плотной цветной хлопчатобумажной ткани с разными узорами). Лоскутные мячики и кубики с разной фактурой поверхности. Если Вы делаете текстильные игрушки сами, то вкладывайте в них разные звуковые наполнители (киндер-сюприз с гречкой, с горохом – шумелки, цветочную упаковку – шуршалки, бубенчик – звенелка)
  3. Погремушки с ручками самых разнообразных форм для тренировки ручек в захвате предметов разной формы и перекладывания их из руки в руку (ручка погремушки как колечко, столбик, гантелька, петелько, капелька – см. фото в статье «Ребенку 5 месяцев»).
  4. Безопасное детское зеркальце в прочной рамке для рассматривания отражения.
  5. Деревянная детская посуда – миска, чашка, ложка.
  6. Игрушки для вынимания, вкладывания, рассматривания деталей, с подвижными деталями.
  7. Катающиеся игрушки (цветные цилиндры как самый простой вариант) для стимулирования ползания: мячики, машинка, тележка на колесиках, любые сюжетные игрушки – каталки на колесиках.
  8. Гирлянды игрушек, которые малыш может обследовать (игрушки с дырочкой посередине, нанизанные на прочный толстый шнур)
  9. Ведерко (или тележка) с яркими игрушками внутри. Шестимесячный ребенок уже умеет перевернуть ведерко, высыпать все игрушки из него и поиграть с ними. Хорошо, если это будет ведерко с разными объемными геометрическими фигурами – куб, шар, цилиндр, конус разной величины и цвета.
  10. Музыкальные или звучащие игрушки – бубен, погремушки, игрушки — пищалки, матрешки (стучат в собранном виде), шуршалки.
  11. Бытовые предметы тоже могут стать игрушками для шестимесячного ребенка. Такими предметами для игры могут стать мисочки, кастрюльки с крышками (в них можно положить игрушки, колечки, мячики), дуршлаг, коробочки с крышками.

5. Музыкальные упражнения с шестимесячным ребенком

Пойте ребенку музыкальные мелодии разного характера – веселые, грустные, спокойные и бодрые. Давайте ему послушать звучание музыкальных инструментов, музыку в записи. Делайте вместе с малышом движения в соответствии с характером музыки.

Учите искать источник звука. Для этого играйте на музыкальном инструменте в разных местах комнаты, побуждая малыша повернуться к источнику звука.

Обязательно ставьте для прослушивания музыку классическую и народную. Например, можно поиграть в лошадки (Р. Шуман «Смелый наездник»), потанцевать под аудиозаписи русских народных мелодий.

Можно давать серьезную классическую музыку для прослушивания – это и музыка И.С. Баха, и В.А. Моцарта и А. Вивальди и других известных композиторов. Слушайте музыку вместе с ребенком, пока сохраняется внимание малыша к ней. Первые музыкальные впечатления оставляют в ребенке след на всю жизнь!

Что умеет шестимесячный малыш к окончанию месяца, т.е. к семи месяцам? Наши результаты.

К окончанию месяца ребенок:

  • подолгу лепечет,
  • хорошо ползает – много, быстро и в разных направлениях, стремится ползком достичь нужной игрушки и взять ее в руки, может сам проползти 1-2 метра с остановками или без остановки, ползает энергично, быстро, меняя направление,
  • интересуется игрушками и предметами, активно действует с ними,
  • в действиях с игрушками и предметами приспосабливает руку к их разной форме,
  • может выполнить два взаимосвязанных действия с игрушками (подтянуть предмет с помощью привязанной к нему ленты),
  • может обследовать предметы как лежа на спине или лежа на животе, так и на руках у взрослого в вертикальном положении,
  • может взять в свои ручки игрушку из любого положения тела, при захвате игрушки учитывает ее размер и форму,
  • держит в руке ложку,
  • может удержать в своих руках два кубика,
  • манипулирует активно с колокольчиком на ленточке или подвешенным мячиком на шнуре,
  • следит за предметом и его перемещением в положении сидя,
  • может сам заниматься с игрушками от 1 до 5 минут, обследуя их и производя с ними разные действия,
  • пьет из чашки.
  • понимает просьбы и вопросы близких взрослых с подкреплением жестом: «Где?», ищет маму и папу в ответ на вопрос «Где мама? Где папа?».

Из статьи Вы узнали об особенностях развития шестимесячного ребенка и его воспитания. О дальнейшем развитии ребенка Вы узнаете из статьи

Еще о домашних играх и занятиях с шестимесячным ребенком Вы можете почитать статьи:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Полгода – это одна из знаменательных дат в жизни каждого малыша. Именно после этого момента начинается формирование полноценной личности. С каждым днём карапуз получает всё больше новых навыков, всё чаще удивляет родителей проявлением индивидуальных особенностей характера.

В 6 месяцев ребёнок активно развивается в физиологическом и психическом отношении. В связи с этим происходит изменение в распорядке дня и питании. Для деток в этом возрасте характерно совершенствование речи, хоть это и происходит пассивно, незаметно для окружающих. К полугоду кроха прекрасно узнаёт голоса мамы и папы, реагирует на своё имя и названия любимых игрушек.

Особенности физического развития

Для того чтобы определить уровень развития ребёнка 6 месяцев, специалисты используют специальные таблицы. Данные будут разными в зависимости от пола малыша. Мальчик должен иметь вес от 6,4 до 9,8 кг, рост от 63,3 до 71,9 см. Для девочки показатели будут несколько иными. Вес – от 5,7 до 9,3 кг, рост – от 61,2 до 70,3 см.

Ребёнок 6 месяцев уже умеет самостоятельно менять положение, переворачиваясь со спины на живот или на бочок. Кроха активно готовится к тому, чтобы вскоре начать ползать: не поднимаясь от поверхности, немного продвигается вперёд и назад, крутится. Он уже тянется к маме или папе, демонстрируя, что хочет на ручки.

Навыки малыша

Что умеет ребёнок в 6 месяцев? На самом деле карапузы уже могут многое.

  • Малыши в достаточной мере смогли усвоить перевороты со спинки на животик и наоборот.
  • Все дети освобождаются от выраженного мышечного перенапряжения, так называемого физиологического гипертонуса, который проявляется у многих младенцев.
  • Кроха может удерживать пальцами руку взрослых, приподниматься из лежачего положения при наличии поддержки со стороны родителей.
  • Некоторые дети в таком возрасте уже умеют сидеть без посторонней помощи.
  • Грудничок 6 месяцев умеет, лёжа на животе, опираться одной рукой в кровать, а другой хватать игрушку.
  • Карапузы постоянно пытаются ползать на четвереньках либо подтягивают тело, опираясь на локти. Движения чаще всего направлены на приближение к интересующему предмету.
  • Если ребёнка поддерживать под мышки, он отталкивается ножками, совершая «танцующие» движения.
  • Некоторые малыши уже пытаются вставать, придерживаясь за мебель.
  • Кроха захватывает игрушки одной рукой, может перекладывать их в другую. Он удерживает предметы в двух руках. Детишки много раз подряд бросают и поднимают игрушку, внимательно наблюдая за этим процессом.
  • Если любимую игрушку спрятать, малыш принимается за поиски, он уже способен обнаружить предмет, если он чем-либо прикрыт.
  • В шесть месяцев кроха самостоятельно играет на протяжении 10 – 15 минут. Интерес вызывает повторение действий, которые хорошо получаются: разворачивание и сворачивание кусочка ткани, открывание и закрывание коробки и другие.
  • Шестимесячный возраст нередко знаменуется появлением первого зуба. Обычно это центральный резец на нижней челюсти. В это время стоит впервые посетить стоматолога, который сделает вывод о развитии челюстей.

Особенности психоэмоционального развития

Данный аспект очень важен для развития в 6 месяцев ребенка, поэтому стоит уделить ему внимание. Что умеет делать малыш?

  • Теперь плач появляется только при наличии физиологического неудобства. Лепет постепенно совершенствуется, пополняясь новыми сочетаниями звуков. Порой это производит впечатление, будто кроха уже разговаривает и произносит целые слова. Однако ребёнок пока лишь старается повторить услышанные звуки. Называть речью такую имитацию рано. Развитие малыша к началу седьмого месяца позволят ему усваивать до 40 различных звуков.
  • Теперь малышу всё интереснее становится смысл сказанных взрослыми слов. Он может найти взглядом игрушку или предмет, о котором говорит мама.
  • Младенец без труда узнаёт голоса близких людей даже тогда, когда не видит их. Когда он слышит голос мамочки, например, из прихожей, то сигнализирует об этом криком.
  • Большинство детишек уже всячески проявляют свою любовь и ласку к родителям, прижимаются к ним. Что касается отношений с посторонними людьми, то малыш в 6 месяцев уже не испытывает такого страха, как это было ранее, но держит дистанцию.
  • Мышление крохи продолжает развиваться, происходит формирование самых простых причинно-следственных связей. Например, он знает, что при падении предмета на пол раздаётся стук, при нажатии на кнопочку интерактивной игрушки появится музыка, если он начнёт плакать – обязательно придёт мама. Специалисты утверждают, что судить о значимых изменениях в интеллектуальном плане ребёнка можно тогда, когда у него появятся страхи. Это свидетельствует не только о понимании связи явлений, но и об их предвидении.
  • Шестимесячный ребенок проявляет интерес к практическим особенностям различных предметов.

Тест на проверку развития полугодовалого малыша

Для того чтобы провести такую проверку, необходимо реализовать следующие действия.

  • Стоит привлечь внимание карапуза игрушкой и подержать её на расстоянии 30 см. Он должен переводить взгляд на предмет, отделяя его от всей окружающих вещей.
  • Когда малыш находится в лежачем состоянии, потрясите перед ним погремушкой, а потом не спеша отдаляйте её. Малыш с дополнительной поддержкой сумеет подняться и сесть.
  • Предложите крохе сначала яркую игрушку, а затем бутылочку. Реакция на различные предметы должна быть разной. При виде пищи он будет открывать ротик или воспроизводить сосательные движения. Игрушка вызывает оживление.
  • Развитие ребёнка в 6 мес. позволяет ему повторять мимические движения за родителями: улыбаться, сводить брови.
  • Если часто мама и папа называют чадо именно по имени, то в данном возрасте малыш способен активно реагировать на это.
  • Когда ребёнок держит в ручке игрушку, попробуйте потянуть её к себе. Навыки карапуза позволяют ему довольно крепко удерживать предмет и противостоять действиям, которые ему не по душе.

Тревожные симптомы

В 6 месяцев развитие ребёнка происходит довольно интенсивно. Родители должны внимательно следить за его состоянием и обязательно обратиться к врачу при наличии следующих особенностей.

  • Кроха не делает попыток садиться, даже если ему помогают.
  • Когда родители поддерживают малыша под мышками, он не проявляет активности и не «пританцовывает».
  • У малыша в 6 месяцев не появляется реакция на звуки, локализующиеся в местах, которые ему не видны.
  • Кроха не может перекладывать из одной руки в другую предметы.
  • Не просит взять на руки.

Развитие 6-месячного ребенка позволяет ему узнавать близких людей, улыбаться им, лепетать. Если таких умений нет, это служит сигналом для родителей.

Ведение прикорма

Когда исполняется шесть месяцев ребенку, наступает время для знакомства со «взрослой» пищей. Чаще всего для этого используются фрукты и овощи. Рекомендуется вводить прикорм только после консультации со специалистом, который сумеет правильно составить меню, соответствующее индивидуальным потребностям малыша.

Несвоевременное или неправильное применение прикорма может иметь серьёзные негативные последствия для детского здоровья. На протяжении первого года жизни пищеварительная система только формируется, как и иммунитет. Нарушения этого процесса порой проявляются не сразу, а спустя несколько лет. По этой причине необходимо с большой ответственностью подходить к использованию дополнительных продуктов для кормления малыша.

Как играть с полугодовалым малышом?

Нормальное развитие ребёнка в 6 месяцев требует предоставления возможности заниматься «исследованиями», чему способствуют определённые предметы:

  • ёмкости с крышками, которые без труда можно открывать и закрывать;
  • интерактивные игрушки, издающие звуки после нажатия на кнопку;
  • погремушки;
  • развивающий предмет, способный растягиваться или сжиматься.

Важно учить ребёнка находить взглядом знакомую вещь. Для этого стоит задавать простой вопрос: «Где машинка?». Стоя с малышом перед зеркалом, спросите, где он, а где мама или папа, а затем покажите ему, где чьё отражение. Карапуз должен мочь показать где кто находится.

Надо не забывать об индивидуальных особенностях ребенка в 6 месяцев, что развитие одного крохи, может отличаться от способностей другого. Тем не менее, элементарный набор описанных выше навыков у него должен быть. Об их формировании следует тщательно заботиться. Это станет залогом его крепкого здоровья, нормального уровня интеллектуальных и физических способностей.