Аналитическая справка по результатам тематического контроля. Аналитическая справка по предметно-пространственной развивающей среде

Аналитическая справка

группы «Пчёлки»

муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 44 общеразвивающего вида»

Организация развивающей предметно-пространственной среды группы построена в соответствии с ФГОС .

При создании развивающего пространства в групповом помещении, учитывалась ведущая роль игровой деятельности в развитии детей . Это, свою очередь, должно обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Учитываются интересы как мальчиков, так и девочек и в труде, и в игре. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Принцип интеграции образовательных областей способствует формированию единой предметно - пространственной среды. Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметных развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред .

В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям, доска для детского творчества.

Нам удалось создать условия соответствующие духовным, социальным познавательным, эстетическим, коммуникативным, общекультурным потребностям детей.

Все предметы убранства и оборудования в группе гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Подбор игрушек, мебели и оборудования для помещений, обуславливался максимальным обеспечением условий для сенсорного развития ребенка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.

Наличие учебной, игровой, бытовой зон позволяет использовать помещение группы наилучшим образом. Каждая зона выдержана с учетом детского восприятия.

Учебная зона расположена таким образом, что свет на рабочие столы попадал с левой стороны. Столы для занятия расположены в соответствии с нормами СанПиНа. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей.

В учебной зоне размещены: центр творчества «Юный художник», уголок природы, мини библиотека, уголок сенсомоторного развития, уголок музыкального развития, патриотический уголок, уголок экспериментирования, математический уголок «Юный гений».

В центре творчества «Юный художник» имеется широкий спектр изобразительный материалов для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изодеятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

  • белая бумага, разного формата
  • цветной картон,
  • восковые мелки,
  • карандаши,
  • гуашь и кисти разного диаметра,
  • самоклеющаяся бумага
  • трафареты,
  • образцы для рисования
  • пластилин, доски, стеки
  • предметы искусства,
  • бросовый и природный материал для художественного труда.

Уголок сенсомоторного развития предназначен для развития мелкой моторики и тактильных ощущений. Здесь дети учатся завязывать шнурки, нанизывать крупные бусины, застегивать пуговки и др.

Для умственного развития создан математический уголок : с раздаточным счетным материалом, геометрическими фигурами, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, набор геометрических фигур.

Уголок природы расположен непосредственно у окна. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней., а так же приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. Так же сочетает в себе уголок экспериментирования с природным материалом, сыпучими материалами, емкостями разной вместимости, календарем природы, комнатными растениями, песочными часами, лейками, опрыскивателями. Здесь же представлены книги и буклеты о временах года (стихи, иллюстрации)

Уголок музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. В группе создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки природы (леса, голоса птиц, шум моря), а так же различные музыкальные сказки.

Патриотический уголок так же расположен в учебной зоне. Он способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны и города. Детям представлены фотографии достопримечательностей города, а так же цветные буклеты о градообразующих предприятия, пазлы, составленные на основе известных детям зданий города (фотографии).

Мини библиотека расположена на стеллаже. Здесь представлены книги в соответствии с программой - на одной полке авторские книги, на другой – произведения устного народного творчества, загадки. Так же представлены портреты авторов (поэтов и писателей). Все книги и иллюстрации обновляются 1-2 раза в месяц.

Так же в группе имеется уголок физического развития , цель которого является развитие двигательной активности физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх, индивидуальной двигательной активности, в свободной деятельности детей.

Выделена часть учебной зоны под Кабинет , где размещены материалы по развитию речи, дидактические игры, материалы на развитие логики.

Игровая зона

Полифункциональност ь среды позволяет разнообразно использовать ее составляющие, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, создавать условия для творческой деятельности, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми, закреплять знания об окружающей действительности и жизни в социуме.

Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных особенностей детей и половой принадлежностью. В центре игровой зоны находится ковер с нейтральным геометрическим рисунком.

В центре строительно-конструктивных игр находятся строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей. Свободное пространство на полу дает возможность сооружать постройки. Так же здесь присутствуют фигуры животных, что дает возможность для большего развития фантазии и творческого мышления.

« Детский театр» находится рядом с минибиблиотекой. Дети могут на основе ярких иллюстраций воссоздать сюжет сказки, что способствует развитию театрализованной деятельности, творческих способностей, памяти и мышлению. Дополнительно для этого в группе имеются разнообразные виды театров (би-ба-бо; деревянные фигурки; маски героев), оснащение для разыгрывания сценок, спектаклей. Сочетает в себе уголок ряжения - в нем есть различные элементы костюмов, украшений и т.п. Это способствует стимулированию творческого замысла и индивидуального творческого появления.

Уголок ПДД включает в себя переносной макет улицы, различного размера и назначения машины, светофор, полицейский жезл и фуражку. Это предметное наполнение способствует усвоению материала о БДД через сюжетно-ролевую игру.

Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы учреждения Все игрушки и игровой материал размещены таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы и выдвижные ящики. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.

В обстановку группы, кроме предметов, предназначенных для детей средней группы, включены некоторые игры и атрибуты, ориентированные для детей старшего возраста. Так называемая «зона ближайшего развития».

В бытовой зоне располагается уголок дежурства – формируется умение выполнять обязанности дежурных, прививая положительное отношение к труду, самостоятельность.

В группе существует уютное место отдыха – это спальня , где находятся кровати для дневного сна детей. Весь интерьер спальни выдержан в гамме теплых пастельных тонов, что способствует приятному отдыху и спокойному сну детей.

Создавая развивающую среду, воспитатели постарались сделать ее информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.


СПРАВКА

по результатам тематического контроля

« Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОО »
МБДОУ «Некрасовский детский сад «Ромашка»

Сроки: с 18.04.18г. по 20.04.18г.

На основании Годового плана МБДОУ «Некрасовский детский сад «Ромашка» на 2017-2018 учебный год, с целью анализа организации развивающей предметно-пространственной среды групп ДОО и выявления творческих способностей воспитателей, проявление инициативы и фантазии в оформлении интерьера группы с 18 по 20 апреля 2018 года был проведён тематический контроль по теме «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОО» .

Цель контрол я: анализ организации развивающей предметно-пространственной среды групп ДОО, выявление творческих способностей воспитателей, проявление инициативы и фантазии в оформлении интерьера группы.

Задачи :

Проверить состояние развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в групповых помещениях дошкольного учреждения и определить ее соответствие принципам построения предметно-развивающей среды и требованиям Основной образовательной программы в рамках ФГОС ДО;

Стимулировать профессиональное педагогическое творчество и инновационную деятельность педагогов;

Выявление оптимальных условий создания РППС для развития творческих способностей, самостоятельности и инициативности дошкольников.

Методы контроля: фронтальное посещение всех возрастных групп, наблюдение, визуальный осмотр, беседы с педагогами, педагогический анализ планов воспитательно-образовательной работы по группам.

Предмет контроля: РППС групп ДОУ, документация педагогических работников.

Ответственные:

Заведующий ДОУ - ФИО

Старший воспитатель ДОУ - Ведерина И.А.
Председатель ПК –ФИО
Воспитатели всех возрастных групп ДОУ.

План контроля

Содерж а н и е

Метод ы


Дата

1. Педагогические наблюдения знаний, умений, навыков, усвоения программы и воспитанности детей.

Оценка знаний педагогов об особенностях организации предметно-пространственной среды по ФГОС

Анкетирование

2. Уровень профессионального мастерства воспитателя, творческий подход педагога (знание программы, ФГОС ДО, использование методов и приёмов организации РППС).

Уровень организации воспитателем в группе предметно-пространственной среды для реализации всех направлений развития ребёнка в соответствии с ООП ДО МБДОУ.

Наблюдение, визуальный осмотр, беседы с педагогами

19.04 - 20.04. 2018г.

3. Система планирования работы с детьми.

Проверка календарного планирования работы с детьми с учётом организации РППС.

Оперативный ежемесячный контроль документации

19.04 - 20.04. 2018г.

4. Создание условий для воспитания и обучения детей:

– в группах

На участке детского сада.

Использование возможностей развивающей предметно-пространственной среды группы для реализации образовательных задач по всем пяти направлениям (наблюдение организации режимных моментов, самостоятельной деятельности, сюжетно-ролевых игр и.п.)

Наблюдение, анализ организации РППС, беседы с педагогами

19.04 - 20.04. 2018г.

5. Работа с родителями.

Проверка информации для родителей на стендах (папки-передвижки, информация о режиме, расписании НОД, информация о мероприятиях и т.п. согласно планированию работы в группе на месяц)

Наблюдение, визуальная оценка, беседы с педагогами.

19.04 - 20.04. 2018г.

Организация развивающей предметно-пространственной среды групп МБДОУ «Некрасовский детский сад «Ромашка» формируется в соответствии с ФГОС .

При создании развивающего пространства в групповых помещениях, учитывалась ведущая роль игровой деятельности в развитии детей . Это, в свою очередь, обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Предметно – пространственная среда соответствует возрасту воспитанников, а также их актуальным и индивидуальным особенностям, особенностям детского восприятия; пространство оснащено средствами обучения и воспитания, игровыми, спортивными, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами в свободном доступе для детей. В полной мере реализован принцип «от простого к сложному»: воспитание и обучение дошкольников, их деятельность стро­ится на основе учета возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегру­зок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психиче­ском здоровье. Предметно – пространственная среда соответствует своеобразному пространственному восприятию: зонирование обеспечивает зону условной изоляции («вижу, но не мешаю») тем детям, которым это необходимо. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд). Учитываются интересы, как мальчиков, так и девочек и в труде, и в игре. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры и игрушки, конструктор и т. д.

Принцип интеграции образовательных областей способствует формированию единой предметно - пространственной среды. Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметных развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред .

В раздевалках групп находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям, папки-передвижки, выставка детского творчества.

Нам удалось создать условия соответствующие духовным, социальным познавательным, эстетическим, коммуникативным, общекультурным потребностям детей.

Подбор игрушек, мебели и оборудования для помещений, обуславливался максимальным обеспечением условий для сенсорного развития ребенка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.

Наличие учебной, игровой, бытовой зон позволяет использовать помещение групп наилучшим образом. Каждая зона выдержана с учетом детского восприятия.

Создавая развивающую среду, воспитатели постарались сделать ее информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей. А именно:

1. В группах имеются дидактические средства и оборудования для всестороннего развития детей.

1.1. Имеются альбомы, художественная литература и прочее для обогащения детей впечатлениями.

1.2. В группе имеются дидактические игры, различные сюжетные наборы и игрушки для развития детей в разных видах деятельности.

1.3. Имеются игры для интеллектуального развития.

1.4. Имеются игрушки и оборудование для сенсорного развития (младшая и средняя группы).

1.5. Имеется наглядный и иллюстративный материал (тематические папки).

1.6. Созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей (в том числе и «уголки уединения»).

2. В группах созданы условия для художественно – эстетического развития детей.

2.1. В группе в свободном доступе для детей имеются необходимые для рисования, лепки и аппликации, художественного труда (бумага разных видов, форматов и цветов, пластилин, краски, кисти, карандаши, цветные мелки, природный и бросовый материал).

3. В группах созданы условия для театрализованной деятельности детей.

3.1. Имеется разнообразное оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, ширмы для кукольного театра – 2 штуки; костюмы, маски, театральные атрибуты имеются в методическом кабинете и костюмерной комнате).

4. Не во всех группах созданы условия для развития детей в музыкальной деятельности.

4.1. В средней группе оборудованы музыкальный уголок, имеются музыкальные игрушки.

4.2. Во всех группах создана музыкальная среда (музыка сопровождает занятия, режимные моменты с помощью ноутбуков).

5. В группах созданы условия для развития конструктивной деятельности детей.

5.1. В группах имеются мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материалы.

5.2. Имеются мозайки, танграм, разрезные картинки, квадраты Воскобовича, геоконт и др..

5.3. Имеется бросовый и природный материал для художественного конструирования.

6. В группах созданы условия для развития экологической культуры детей.

6.1. Имеются наглядные пособия, иллюстративный материал для развития экологической культуры (альбомы, наборы картин, дидактические игры).

6.2. В группе имеются уголки природы (календари природы, комнатные растения).

7. Не во всех группах созданы условия для развития представлений о человеке в истории и культуре.

7.1. В средней и младшей группах имеются подборки книг, тематические папки, куклы-берегини, игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом, бытом разных народов, народными промыслами.

7.2. В средней группе имеется уголок краеведения, иллюстрации народных костюмов, элементы национального татарского костюма.

7.3. В младшей группе имеются образцы предметов народного быта.

8. В группах созданы условия для физического развития детей.

8.1. В группе имеются инвентарь и оборудование для физической активности детей (спортивный инвентарь, массажные коврики).

9. В группах созданы условия для формирования элементарных математических представлений.

9.1. В группе имеется демонстрационный и раздаточный материал для обучения детей счету, развитию представлений о величине предметов и их форме.

9.2. Имеются материал и оборудование для формирования у детей представлений о числе и количестве.

9.3. Имеется материал для развития временных (календари, часы) представлений.

10. В группах созданы условия для развития у детей элементарных естественнонаучных представлений.

10.1. Имеются материалы и приборы для демонстрации и детского экспериментирования (в методическом кабинете имеется набор).

11. В группах созданы условия для развития речи детей.

11.1. Имеется библиотека для детей.

11.2. Имеются наборы картин и настольно-печатные игры.

12. В группах созданы условия для игровой деятельности детей.

12.1. В групповых комнатах выделено пространство для игры и имеется игровое оборудование.

12.2. В группах имеются игры и игрушки для различных видов игр: сюжетно-ролевой, спортивных, дидактических и др.

12.3. В группе имеется неоформленный материал, который может быть использован в качестве предметов – заместителей.

Вывод: развивающая предметно – пространственная среда в группах МБДОУ «Некрасовский детский сад «Ромашка» находится в процессе развития и формируется с учётом ФГОС ДО, и даёт возможность развивать каждого ребёнка, с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Несмотря на многообразие игрушек в группах, все же существует дефицит современных, развивающих познавательных игр. Во всех возрастных группах дошкольного учреждения МБДОУ «Некрасовский детский сад «Ромашка» отмечаются разнообразные подходы воспитателей к организации РППС в соответствии требований ФГОС и реализуемой ООП ДОО. Педагогами проведена большая творческая работа по оформлению игрового пространства и обеспечению надлежащих условий для формирования личностных качеств дошкольников. Тематический контроль позволил отметить ряд положительных практик в организации построения РППС групповых помещений ДОО, а также выделить ряд проблем.

    Деятельность педагогов по организации развивающей предметно–пространственной среды групповых помещений ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО, признать удовлетворительной.

    Отметить хорошую работу по организации развивающей предметно-пространственной среды групповых помещений воспитателей младшей и средней группы (воспитатели- ФИО).

    Всем педагогам продолжить работу по формированию развивающей предметно – пространственной среды групп ДОУ.

    Создать в группах уголки патриотической направленности, уголки для познавательно-исследовательской деятельности (разнообразить природный материал), организовать музыкальные уголки (ФИО).

    Педагогам всех возрастных групп размещать детскую литературу по сезонности и тематическому планированию недели.

    Педагогам старшей и подготовительной групп дополнять книжные уголки энциклопедиями, портретами писателей, художников-иллюстраторов детских книг.

Сроки: май-сентябрь 2018г.

Справку составил старший воспитатель Ведерина И.А.

(В соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО)

Характеристика группы

Списочный состав - 24 воспитанника. Группу посещают 22 ребенка в возрасте 3-4 года. Из них - 10 мальчиков, 12 девочек. У детей сформированы навыки самообслуживания, культурно-гигиенические и двигательные навыки, развита разговорная речь.

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения обеспечивает

  1. Учет возрастных особенностей.

Активность и неутомимость детей в этом возрасте проявляются в постоянной готовности к деятельности. Игровой центр позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В игровом центре на полу находится ковёр – место сбора всех детей. Игровой центр оснащен уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными.

  1. Реализация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии ООП ДО и с принципами ФГОС ДО

В данный момент возраст детей моей группы 3-4 года. Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

Вариативность

Наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.

Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей:

Уголок для сюжетно-ролевых игр;

Уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности;

Книжный уголок;

Уголок познавательно-исследовательской деятельности;

Уголок конструктивной деятельности;

Уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки);

Спортивный уголок;

Уголок настольно-печатных игр.

В развивающей предметно-пространственной среде группы отражены основные направления:

Коммуникативно-личностное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие.

1. Центр физического развития: Уголок «Движение-сила духа!»

2. Центр речевого развития: (книжный уголок);

3. Центры социально-коммуникативного развития: «Ателье», «Почта», «Салон красоты», «Супермаркет», «Поликлиника», «Семья».

Театральный уголок: «Кукольный, пальчиковый, «Логика»

4. Центр познавательного развития: «Времена года», «Животный и растительный мир»;

5. Центр художественно-эстетического развитие: уголок «Палитра», уголок «Домисолька», уголок «Строители».

Пространство в группе имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности:

  1. Рабочая зона (познавательно-исследовательская деятельность, продуктивная деятельность).
  2. Активная деятельность (конструктивная деятельность, физическое развитие, центр музыкально-театрализованной деятельности, центр сюжетно-ролевых игр).
  3. Спокойная зона (центр сенсорного развития, математического развития, книжный уголок, центр речевого развития, уголок уединения).

Оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

Двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

Возможность самовыражение детей.

В книжном уголке выставлено книги. Размещены те издания, которые уже знакомы детям, с яркими крупными иллюстрациями. Отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу. Небольшие альбомы для рассматривания на близкие для этого возраста темы: «Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные».

В музыкальном уголке куклы-неваляшки, образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки, (петушок, котик, зайка); погремушки, колокольчики, бубен, барабан; инструменты (гармошка, дудочка, балалайка).

В группе есть уголок природы, который доступен детям. Здесь прививается любовь к природе и бережного отношения к ней, а также приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры.

Так же сочетает в себе уголок экспериментирования с природным материалом, сыпучими материалами, демонстрационный материал по временам года, комнатными растениями, лейками, опрыскивателями.

Трансформируемость обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации.

Пространство нашей группы организовано в виде разграниченных зон "центров", оснащённых большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества и пр.) Оснащение их меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Игровая среда стимулирует детскую активность и постоянно обновляется в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование разнообразно, легко трансформируемо. Дети и родители имеют возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды.

Полифункциональность материалов, даёт возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, а также материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности.

Разделение группового пространства обеспечивает деятельностный подход в образовательном процессе. Свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям обеспечивает все основные виды детской активности. Детям предоставлено больше открытых поверхностей: стеллажи, столы – для развертывания сюжетно – ролевых игр, разыгрывания кукольных мини – спектаклей, составления макетов, а также для продуктивной, познавательной, исследовательской деятельности. Для организации сюжетно – ролевой игры создана система контейнеров с подобранным игровым материалом и атрибутами.

Доступность среды обеспечивает:

Для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

Свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

В групповой комнате все спортивные пособия доступны детям, размещены таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей.

Спортивные пособия: мячи, обручи, мешочки для метания, кегли.

Уголок безопасности включает в себя подборку дидактического материала, макеты домов, машины. Дети учатся различать и называть элементы дороги, транспортные средства, средства регулирования дорожного движения. Учатся различать, понимать и правильно реагировать на сигналы светофора. Знакомятся с правилами перехода проезжей части; с правилами поведения на улице и в транспорте; с наземным транспортом, учатся различать грузовой и легковой транспорт. В группе имеется стеллаж с сюжетно-ролевыми играми («Полиция», «Водитель», «Строитель»). Подборка дидактических игр «Как избежать неприятностей зимой». Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром «Правила поведения в общественных местах», наглядно-дидактическое пособие «Правила маленького пешехода».

Вывод: развивающая предметно-пространственной среды в средней группе организована удовлетворительно:

РППС обеспечивает:

Охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей и взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Свободный выбор детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослым;

Материалы, оборудования и инвентаря гарантируют развитие детей среднего дошкольного возраста, охрану и укрепление здоровья и коррекцию недостатков развития;

Открытость дошкольного образования и вовлечение родителей; равные условия по реализации образовательной программы с учетом особенностей (национально-культурных, социальных).

Аналитическая справка по предметно-пространственной развивающей среде в МБДОУ № 175 «Непоседы» по ФГОС 2015-2016 учебный год.

Составила

Заведующая МБДОУ № 175

Фидарова А.В.

Пространственная предметно- развивающая среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей их развития.

Предметно-развивающая среда в нашем ДОУ служит развитию детской деятельности и, прежде всего, игровой. Ведь во время игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности. Через предметно-пространственную развивающую среду мы формируем зону ближайшего психического развития ребёнка.

МБДОУ Детский сад №175 «Непоседы» является дошкольным образовательным учреждением, в котором функционирует 6 групп, 1 из которых является группой раннего возраста, и две группы логопедические. Наше учреждение реализует основную образовательную программу «От рождения до школы под редакцией Вераксы. Приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения является патриотическое, музыкальное, познавательное развитие детей дошкольного возраста.

В связи с внедрением в ДОУ основной образовательной программы дошкольного образования возникла необходимость пересмотреть предметно-развивающую среду. Поэтому в годовой план на 2015-2016 уч. год были включены задачи по созданию и совершенствованию развивающей предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Перед педагогами нашего ДОУ, в связи с переходом на Федеральный образовательный стандарт, встала проблема необходимости обогащения среды элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.

Мы стараемся, чтобы среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивала безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них, а также стимулировала детей к развитию познавательных и художественно-эстетических способностей.

Создавая предметно-пространственную развивающую среду сотрудники ДОУ учитывали следующие принципы:

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывалась ведущую роль игровой деятельности.

Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

В нашем детском саду все группы оснащены:

материалами и оборудованием для игровой деятельности;

материалами и оборудованием для продуктивной деятельности;

материалами и оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности;

материалами и оборудованием для двигательной активности.

Подбирая игрушки, мебель и оборудование для помещений, педагоги детского сада стремятся максимально обеспечить условия для сенсорного развития ребёнка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции. Предметы для игр хранятся на открытых полках шкафов и стеллажей. Игрушки среднего и мелкого размера дети используют по своему усмотрению для самостоятельной игры. В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранятся мозаика, кубики, настольно-печатные и дидактические игры.

Для речевого развития созданы:

Серии сюжетных картинок, для составления рассказов, картотеки, лото, дидактические игры;

Детская библиотека с подборкой книг по программе, любимыми произведениями детей, энциклопедиями, детскими журналами и т. д. ;

Уголок театрализации с различными видами театров, в ДОУ присутствует большая и малая ширмы, костюмы, шапки-маски, аудиокассеты с записями детских песен и сказок.

В логопедическом кабинете собран богатый материал по развитию речи детей.

Для умственного развития созданы:

Математический уголок с раздаточным счетным материалом, комплектами цифр, математических знаков, геометрических фигур, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, схемы и планы, набор объемных геометрических фигур;

Уголок экспериментирования с природным материалом, сыпучими продуктами, емкостями разной вместимости, календарем природы, комнатными растениями, часами, лейками.


Для эстетического развития созданы:

Уголок художественного творчества с разными видами бумаги, книжками-раскрасками, карандашами, фломастерами, пластилином, мелками и т. д. ;

Музыкальный уголок с магнитофоном, аудиотекой, детскими музыкальными инструментами, портретами композиторов.

Образовательное пространство для познавательной деятельности оформлено с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Большое внимание уделено освещению групповых комнат, ведь помимо физиологического, оно имеет и психологическое значение. Для сюжетно-ролевых игр в группах имеются атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей.

В группе раннего возраста есть каталки, качалки, машины и другие двигательные игрушки. В старших группах детского сада ребята с увлечением играют конструктором «Лего». Включают в игру небольшие игрушки, фигурки животных, людей, машинки, мягкие игрушки.

При создании предметно-развивающей среды педагогами учитывается и региональный компонент: представлены альбомы, художественная литература, бросовый и природный материал для художественного труда.

Дошкольники обязательно должны двигаться, поэтому во всех группах имеются спортивные уголки или «уголки здоровья», которые оснащены нестандартным оборудованием для развития основных видов движений, в небольшом количестве присутствуют мячи, обручи, скакалки.

Для родителей оформлены информационные уголки, из которых они узнают о жизнедеятельности группы (режим дня, сетка занятий, проводимых мероприятиях. Получают необходимую информацию (советы, рекомендации, консультации, памятки) от воспитателей о воспитании, образовании и развитии детей. Имеются уголки детского творчества.

После проведенного анализа организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, можно сделать следующие выводы, что на текущий момент:

Материал и оборудование в групповых помещениях подобран с учетом гигиенических, педагогических и эстетических требований.

Присутствует поло-ролевая адресность оборудования и материалов, исходя из реального количества имеющихся в каждой группе мальчиков и девочек.

При размещении материалов и оборудования учтено соответствие пространства группового помещения соотношению: сектор активной деятельности – 50%, сектор спокойной деятельности – 20%, рабочий сектор – 30% (но пространство каждой групповой комнаты может трансформироваться, позволяя использовать ограниченное помещение наилучшим образом) .

Однако количество материалов и оборудования приведено в соответствие с перечнем частично. Необходимо пополнить оснащение для физического развития детей, а так же обновить имеющийся раздаточный материал по познавательному развитию. Поэтому дальнейшая работа по пополнению предметно-развивающей среды будет продолжена.

Аналитическая справка «Создание развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе «Простоквашино»

Дата проведения: 18.01.2017 года

Характеристика группы: группу посещают 20 ребенка. В группе 10 мальчиков и 10 девочек, возраст 6-7 лет.

Факты, полученные в результате анализа развивающей предметно-пространственной среды:

  • Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе;

· Реализация ОП ДО (отражение образовательных областей) ;

  • Учет возрастных особенностей детей;

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе

  • пространство предметно-пространственной среды группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности: материалы и оборудование имеют соответствующие сертификаты; игровой материал чистый, подобран в разнообразной цветовой гамме, приемлемой для детского сада. В нашей группе важнейшим условием реализации Рабочей программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка образовательной среды.

Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей: если дети утратили интерес к игрушке, то она убирается и вносится снова через некоторое время. Таким образом, поддерживается интерес детей, и развивающая среда группы является вариативной. Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. В группе имеется свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Реализация образовательных программ дошкольного образования

Предметно-развивающая среда спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ

При организации развивающей предметно - пространственной среды для детей в группе, было использовано несколько вариантов ее построения:

1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами - расстановкой мебели и оборудования.

  1. Использование помещений спальни.
  2. Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности - создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

Предметно - пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

1) социально-коммуникативная,

2) познавательная,

3) речевая,

4) художественно-эстетическая,

5) физическая.

Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям.

Направление: Познавательное развитие.

Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа, т.е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный наглядно дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.

Экологический центр включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе:

  • различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями.
  • инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др.
  • дидактические игры экологической направленности,
  • серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир»,
  • коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д.
  • календарь природы и погоды.
  • макеты (пустыня, северный полюс, тропики, макеты доисторической жизни (динозавры) и ландшафтный макет).

Весной с детьми провожу проектную деятельность «Огород на подоконнике».

Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д.

Познавательный центр «Знаечка» .

В данном центре располагаются:

  • магнитная доска,

· наборы карточек на сопоставление цифры и количества,

· наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами,

· представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы.

· игры на развитие мелкой моторики руки.

· дидактические игры

  • развивающие игры Воскобовича

Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. Центр решает следующие задачи:

  • целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.
  • воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.


В «Нравственно-патриотическом» центре помещена государственная символика родного города и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей города Ярославля. В данном центре родного края входит художественная литература, оформлен альбом «Мой город», «Моя семья» и др.

Уголок «Маленькие строители» (конструктивный) центр

В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.

Направление: Социально-личностное развитие.

В Центре «Сюжетно - ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).

Уголок по правилам дорожного движения «Школа Светофорчика» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Центр безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.

Направление: Физическое развитие.

Спортивный уголок содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни. Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия.

Направление: Художественно — эстетическое развитие.

В уголоке художественного творчества «Весёлый карандаш» для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, пластилин, дидактические игры и т. п.). Часть из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу.

«Музыкально — театрализованный» уголок

В театральной деятельности дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый), размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать.



Направление: Речевое развитие.

Уголок речевого развития и детская библиотека В нем находятся:

  • книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции - минимум текста - максимум иллюстраций.
  • В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.

· находятся различные дидактические игры по развитию речи,

· серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий,

· наборы парных картинок на соотнесение,

  • разрезные сюжетные картинки и т. д.

Речевая развивающая среда - это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе.

В группе расположен «Уголок уединения» . Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения.

В раздевалке оформлены специализированные стенды :

Информационно-просветительская работа с родителями

Информационный уголок


Выставки детского творчества


Вывод: Организация предметно-развивающей среды в группе построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников. В пространстве группы воспитателем созданы зоны по интересам, в которых дети могут заниматься разными видами деятельности. Для мальчиков и для девочек подобран соответствующий игровой материал соответственно. Развивающая предметно-пространственная среда в группе «Простоквашино» создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.